Прочитайте текст. Выполните задание. (1)Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть. (2)Если не хотят, а
повод для обиды – случайность, то зачем же обижаться? (3)Не сердясь, выяснить недоразумение – и все. (4)Ну, а если хотят обидеть? (5)Прежде чем отвечать на обиду обидой, стоит подумать: следует ли опускаться до обиды? (6)Ведь обида обычно лежит где-то низко и до нее следует наклониться, чтобы ее поднять. (7)Если решили все же обидеться, то прежде произведите некое математическое действие – вычитание, деление и пр. (8)Допустим, вас оскорбили за то, в чем вы только отчасти виноваты. (9)Вычитайте из вашего чувства обиды все, что к вам не относится. (10)Допустим, что вас обидели из побуждений благородных, – произведите деление вашего чувства на побуждения благородные, вызвавшие оскорбительное замечание, и т. д. (11)Произведя в уме некую нужную математическую операцию, вы сможете ответить на обиду с большим достоинством, которое будет тем благороднее, чем меньше значения вы придаете обиде. (12)До известных пределов, конечно.
(13)В общем-то, излишняя обидчивость – признак недостатка ума или какой-то
закомплексованности. (14)Будьте умны. (15)Есть хорошее английское правило: обижаться только тогда, когда вас хотят обидеть, намеренно обижают. (16)На простую невнимательность, забывчивость (иногда свойственную данному человеку по возрасту, по каким-либо психологическим недостаткам) обижаться не надо. (17)Напротив, проявите к такому «забывчивому» человеку особую внимательность – это будет красиво и благородно. (18)Это если «обижают» вас, а как быть, когда вы сами можете обидеть другого? (19)В отношении обидчивых людей надо быть особенно внимательными. (20)Обидчивость ведь очень мучительная черта характера. (Д. Лихачев)
Тестовое задание.
1. Приведённый текст относится к сфере:
А) науки и техники;
Б) массовой коммуникации;
В) неофициальных отношений;
Г) деловых отношений.
2. Текст «КОГДА СЛЕДУЕТ ОБИЖАТЬСЯ?» выполняет функцию:
А) повседневного общения;
Б) информации и доказательства;
В) социального воздействия;
Г) социальной регламентации.
3. Для приведённого текста характерны стилевые черты:
А) образность и конкретность;
Б) стандартность и унифицированность;
В) отвлечённость и обобщённость;
Г) страстность и призывность.
4. Данный текст относится к стилю:
А) разговорному; В) научному;
Б) публицистическому; Г) деловому.
5. Отметьте, что из перечисленного наиболее активно употребляется в приведённом тексте:
А) оценочная лексика;
Б) термины;
B) отвлечённые существительные;
Г) неполные предложения;
Д) прилагательные.
6.Какие слова являются ключевыми в тексте?
7. Какими языковыми средствами связаны 9-11 предложения?
8. В каком предложении есть однородные члены?
9. В каких предложениях есть вводные слова?
10. Какой тип речи представлен в тексте?
Сторож вокруг дома господского ходИт(2 спр.), злобно зеваЕт(1 спр.) и в доску колотИт(2 спр.). В мощной груди занимаЕтся(1 спр.) дух, дивной гармоникой нежится (2спр.) слух. Завтра Маше подруга покажЕт( 1спр.) дорогой м красивый наряд... Ничего ему Маша не скажет (1спр.), только взглянЕт(1спр.)... Не ветры веЕт (1 спр.) буйные, не мать-земля колышется(1спр.), - шумит(2спр.), поёт(1 спр.), ругаЕтся(1 спр.), качаЕтся(1спр.), валяЕтся(1спр.), дерЁтся(1спр,) и целуЕтся(1спр.) у праздника народ! Крестьянам показалося(1спр.), как вышли(1спр.) на пригорочек, что все село шатаЕтся(1 спр.). Заунывный ветер гонит(2 спр.) стаю туч на край небес, ель над
Случилось странное, почти невероятное. Сапоги были не сшиты, а построены давно великим архитектором, сапожником Романом Петровым пьяницей неимоверным, но и мастером каких больше не осталось. И вот сапоги Романовой работы кончились.
Не то, чтобы кончились они совсем нежданно. Нет, признаки грозящей им старости намечались раньше и не один раз. Три пары каблуков и две подошвы переменил на них Николай.
А как это случилось неизвестно...
Снес их к сапожнику Романову наследнику, но наследнику. ни таланта, а мастерской. Тот как увидал поднеся к свету сразу сказал, что больше чинить не чего, кожа не выдержит. Николай и сам видел это и ни какой особенной надежды не питал.