126. Прачытайце тэкс
тэкст. Назоўнік у дужках пастаўце
ме. Як грыбнік дапамог мухамору? Як
у патрэбнай форме я
падзякаваў чалавеку?
грыб падзяка
(мухамор). Н
чала сухая га
упіраўся ў яе
бачылі, што
Джае (мухал
не дапамог.
а ўскрайку лесу вырас Вя.
ор). Над ( мухамор) тыр-
хая галінка сасны. Грыб
яў яе шапкай. Грыбнікі
што галінка перашка-
о (мухамор), але ніхто ям
Я прысеў перад
Грыб вызваліўся, хіс
шапкай (мухамор) я ў
ухамор) і зламаў галінку.
, сахіснуўся убок. Пад шырокай
амор) я ўбачыў крамяны баравік
Паводле В. Хомчанкі).
крамяны — пругкі, моцны
2.
Выпішыце з тэксту сказы, у якіх ёсць назоўнік муха-
00. Ад выдзеленых слоў вусна пастаўце пытанні да яго.
Абазначце канчаткі ў розных формах гэтага назоўніка.
Падкрэсліце прыназоўнікі, з якімі ўжываецца слова му-
камор.
На мой взгляд, совершенно напрасно пьесу Янки Купалы "Тутэйшыя" не одно десятилетие считали слабой в идейном отношении. В этой пьесе Янка Купала также тревожится за судьбу Отечества, как и других своих произведениях, только тревога эта выражена комическими средствами.
В Беларуси, находящейся между Западом и Востоком, за неполные два года 4 раза менялась власть. Персонажи пьесы и отец и дочь Горошко в этих исторических действиях не участвуют, живут в городе и иногда ездят в деревню. А Дама, господа и исправник бесцельно перемещаются с места на место. Квартира Никиты Зноско неуютная и ненадёжная, как и вся Беларусь того времени.
Трагедия «Тутэйшесци» в том, что люди из-за своего недостаточно развитого самосознания, пассивности, равнодушия превратились в посторонних наблюдателей собственной судьбы. В пьесе показаны представители разных социальных групп. Янка и Леночка –вполне сознательные белорусы, знают, какого они «рода-племени», и собираются учить других, но болезнь « тутэйшесци » затронула и их: они внутренне самоизолированы и их жизненные устремления односторонни. Тесть Левон Горошко хорошо относится к Янке, но даже он не может понять его. Что же тогда говорить о других? А Алёнка и вовсе пока ещё только ученица. Они и хотят изменить жизнь к лучшему, но не знают как, не готовы к этому.
Гануля Зносчиха и Лявон Горошко придерживаются вековых обычаев белорусской культуры, но ни во что не вмешиваются. Никита Зносак воплощает в себе образ при Для него всё чужое – лучшее, и даже о «воспитанности» поляков, снявших с него френч и сапоги, он говорит с восторгом. Высмеивая своего героя, писатель жил заботой о будущем нации, о её к самосохранению.
Абсолютны безразличны и не ни к какому самостоятельному движению Дама, Пан, Поп, исправник. Восточный и Западный учёные, герр Спичыни, родились и выросли в Беларуси, но позиция их воинственно антибелорусская, они – «враги беларушчыны».