А.1. Адзначце нумары сказаў, у якіх ёсць і прыназоўнік, і злучнік, і часціца.
1) О. ляціце, журавы, ляціце сваёй млечнай дарогай, вясёлай і шумнай, як крыгаход.
2) Вось бацькоўскі домік з высокім ганкам, а за домікам – садок.
3) Шум лесу – гэта песні дрэў, а дрэвы пяюць і ў бязветранасць.
4) Саша стаяла на беразе і ўзіралася ў зарэчную цемру.
А. 2. Якія марфалагічныя прыметы ўласцівы злучнікам? Адзначце нумары правільных адказаў.
1) вытворныя ці невытворныя;
2) простыя ці састаўныя;
3) адзіночныя, паўторныя або парныя;
4) простыя, складаныя або састаўныя;
5) злучальныя або падпарадкавальныя.
А.3. Адзначце нумары словазлучэнняў, дзе прыназоўнікі пішуцца асобна.
1) імкнуцца (да) волі;
2) (да) волі вялікі будынак;
3) прыехаць (у) ночы;
4) (у) ночы зімовыя.
А. 4. Адзначце нумары сказаў, у якіх на месцы пропуску трэба ставіць коску.
1) Ужо развіднела _ але сонца хавалася яшчэ за лесам.
2) Плыве чорная ноч над зямлёй _ ды губляе зоры.
3) Снег закрыў рэчку так _ што і берагоў не відаць.
4) У садку некалькі яблынь, адна _ ці дзве грушы, а то ўсё вішні ды слівы.
А. 5. Адзначце нумары словазлучэнняў, у якіх часціца пішацца асобна.
1) зноў (такі);
2) усё (ж) такі зразумеў;
3) пакуль (што) не змог;
4) (што) лета прыязджаў.
А. 6. Адзначце нумары словазлучэнняў, у якіх трэба пісаць часціцу бы.
1) нядрэнна было …;
2) знайшлі … дарогу;
3) як … там ні было;
4) сказаў … ты яму.
А. 7. Адзначце нумары сказаў, дзе на месцы пропуску трэба пісаць часціцу не.
1) Чаго сабе … хочаш, таго другому … зыч.
2) Дзе я толькі … быў.
3) Ужо расы … следу нідзе.
4) Няма над возерам … ластавак, … чаек.
А. 8. Адзначце нумары сказаў, дзе часціца не пішацца асобна са словамі.
1) Нішто (не) парушае чароўнай цішыні.
2) (Не) спадзявана абрушылася вясна на горад яркім і шчодрым сонцам.
3) Вячэрняе сонца, ідучы на спачын, залівала роўным, (не) яркім святлом
гарадскі парк.
4) Гнёзды журавы робяць на верхавых, (не) зарослых кустамі балотах.
Бацька увесь час трымае у руках лейцы и варочае беднага Гнядога и туды и сюды : гэта каб не зачапицца за чый-небудзь воз.А Гняды так стараецца дастаць канюшыну, або сена з чужога воза нибы не... ну тры дн.i..
Усю дарогу Алеся адольвали неспакойныя думки.Прывыкшы спаць у дарозе, ён заплюшчыу вочы, але яму усё мроилися дрэвы и сон зникау.Колы кацилися пациху, драбины рыпели пагражаючы, нибы вось- вось ра.сс..ыплюцца, и Алесем авалодала такая абыякавасць да усяго навакольнага,што ён нi.. разу н.е. падагнау каня.
Адзинокия дрэвы у палях, нерухомыя и бязгучныя ,н.е.. кивали н..i. адной сваёй галинкай.Ноч насунулася знянацку. Алесь н.е. зауважыу як сцямнела.На захадзе як след ад сонца засталася тольки (жоута-чырвоная паласа и тая увачавидки ра...сплывалася у цемр.ы.
Прыгадау даунину маладосць.Ды якую даунину! Хлопцам будучы таксама на заробки хадзиу,па Расе пл.ыты ганяу,вугаль палиу,лес рыхтавау. Працы перароблена не зличыць. А кольки пражыу? Глупства:только чацвёрты дз.е.сятак скончыуся,а старасць ужо сивизной у галаву ды бараду лезе.
Объяснение:
Народная легенда стала только отправной точкой для создания произведения и автор взял только канву сюжета и народные представлении о Машеке как о богатыре с большим ростом и силой. Образ Машеки получил у Купалы принципиально отличную от фольклорной интерпретацию. Автор изменил мотивы, по которым возлюбленная Машеки уходит от него к пану, вследствие чего образ Машеки подается не как народного защитника, которые ймстит пану за народную обиду, а как разбойника, ослепленного личной обидой, который одинаково враждебен в своей мести и обществу и пану. Основная идея поэмы — осуждение противопоставления личности и народа, осуждение эгоизма, слепого индивидуализма, неразвитости общественного самосознания.[1]
Образ возлюбленной Машеки Натальки в поэме является противоречивым. С одной стороны, она — героиня, которая поднимает справедливый карающий меч, выполняя народную волю и приговор разбойнику Машеке. Но, с другой стороны, она выступает предательницей, которая стала причиной бешенства и разбоя Машеки, его жизненной драмы. Образы Натальки, и Машеки являются необыкновенными, глубоко романтическими. Поэма об их любви является романтическим произведением и не содержит реалистичного раскрытия состоянию души героев и мотивации поступков. Поэт романтически трактует любовь как загадку, как наваждение. Страдания любви, однако, оказались ничем по сравнению со страданиями измены. Измена Натальки в поэме подается не как её вина, а как жертва «людской хитрости», «домогательств», панских ухаживаний. В своим единении с родной замлей и обществом Наталька становится героиней. Народная память о ней прощает, что она, ослепленная панскими хоромами, когда-то оставила свою деревню.[1]
Кровавая развязка любовной коллизии в поэме — как предупреждение от Купалы об опасности быть оторванным от своего народа. Личная обида разбойника Машеки перарастает у Купалы в проблему национальной обиды в целом, в утверждение, что «обида целого общества» является правомерной, вдохновляющей, гуманистической силой. В поэме Янки Купалы «Могила льва» рассказывается трагическая история жизни богатыря Машеки. Он был очень сильным и молодым, много работал. Машека влюбляется в Натальку, девушку из своей деревни, и чтобы заработать денег на свадьбу, он уезжает на заработки. Наталька предает его и, вернувшись, Машека от горя дичает, уходит в лес и начинает убивать людей.
Автор показывает нам, насколько личная обида одного человека может быть сильной и превратить в кошмар жизнь остальных. Вместо того, чтобы работать на благо своих земляков, Машека становится чудовищем, которого все боятся. В конце справедливость восторжествует и Машека будет убит рукой своей же возлюбленной. Наталька придет к нему и отомстит за все покалеченные Машекой жизни. Тем не менее, эта трагедия навсегда останется в памяти народа и превратится в легенду.
Эта поэма написана Янкой Купалой на основании фольклорного предания. Могилой льва назвали люди могилу убитого Машеки. Сейчас на этом месте в Беларуси стоит город Могилёв. Необычность поэмы состоит в том, что обычно в народном творчестве богатыри играют роль положительных героев. Здесь же, наоборот, богатырь Машека воплотил в себе устрашающий, ужасный образ. У меня осталось сильное впечатление от произведения, оно очень эмоциональное и философское.