1. орех - это сухой невскрывающийся плод с деревянистым околоплодником, внутри которого помещено одно свободно лежащее семя. орех окружѐн одним или несколькими прицветниками, образующими обѐртку. семя внутри плода находится свободно. выберите растения, у которых плод орех:
1) грецкий орех, 2) дуб, 3) лещина (лесной орех), 4) кокосовая пальма, 5) ольха.
a) 1,2,3 б) 1,2,5 в) 2,3,4 г) 2,3,5
2. рогоз и камыш – растения, которые произрастают около пресных водоѐмов, образуя обширные заросли. но с их названиями происходит извечная путаница. а кто-то и вовсе полагает, что это один и тот же ботанический экземпляр. выберите признаки, по которым можно узнать рогоз:
1) соцветие в виде тугой «свечи» - початок, 2) соцветие в виде зонтика или кисти, 3) листья длинные лентовидные, 4) стебель тонкий, в разрезе трѐхгранный, 5) крепкий тугой стебель, заканчивающийся початком.
a) 1,3,4 б) 2,3,4 в) 1,3,5 г) 2,3,5
3. традиционная кухня предполагает широкое употребление различных крупяных каш. какие крупы готовятся из переработанных зерновок пшеницы:
1) манная крупа, 2) пшеничная крупа «артек», 3) булгур, 4) пшенная крупа, 5) овсяные хлопья «геркулес». а) 2,3,4 б) 3,4,5 в) 1,2,4 г) 1,2,3
4. линька - это процесс смены покровов животных, имеющий разнообразный характер. выберите животных, для которых в течение жизни характерна линька:
1) рак-отшельник, 2) королевский пингвин, 3) паук-крестовик, 4) питон, 5) заяц-русак.
а) 1,2,3 б) все ответы верны в) 2,3,4 г) 3,4,5
5. у многих копытных животных на голове есть твѐрдые выросты - рога. какова их биологическая роль:
1) облегчают процесс добычи растительной пищи с верхних ветвей кроны дерева, 2) «турнирное оружие» в борьбе за самку, 3) защита и оборона от хищников, 4) привлечение потенциальной добычи, 5) рога нужны для отпугивания птиц, переносящих мелких паразитов.
а) 2,4,5 б) 1,4 в) 2,3 г) 1,2,3
6. выберите признаки, характеризующие подкласс сумчатые:
1) откладывают яйца, 2) живорождение 3) период беременности короткий, детѐныши слабо развиты, 4) молочные железы без сосков, 5) молочные железы с сосками.
a) 1,3,5 б) 1,3,4 в) 2,3,5 г) 2,3,4
7. выберите процессы, которые должны осуществляться в присутствии ионов са2+:
1) участвует в создании мембранного потенциала, 2) входит в свѐртывающую систему крови, 3) участие в процессах клеточного дыхания и транспорта газов, 4) участие в процессе
синтеза гемоглобина, 5) минерализация костной ткани.
a) 1,2,5 б) 2,3,5 в) 1,3,4 г) 2,3,4
8. выберите факторы, обеспечивающие формирование иммунных реакций:
1) макрофаги, 2) интерферон, 3) антитела, 4) эритроциты, 5) гормоны.
a) 1,4,5 б) 2,3,4 в) 2,4,5 г) 1,2,3
9. выберите структуры, в строении которых есть полулунные клапаны: 1) артерии, 2) вены, 3) капилляры, 4) лимфатические сосуды, 5) сердце.
а) 1,3,4 б) 2,4,5 в) 2,3,5 г) 1,4,5
10. перед вами перечень количественных показателей некоторых составляющих организма человека. выберите показатели, характеризующие нормальное состояние крови и кровеносных сосудов:
1) 0,9%, 2) 200-400 тыс./мм3 , 3) 150 л, 4) 3500 см3 , 5) 15-20 мм.рт.ст.
а) 1,2,3 б) 2,3,4 в) 1,2,5 г) 2,4,5
11. выберите вторичные половые признаки в индивидуальном развитии человека:
1) увеличение размера полового члена у юношей, 2) формирование молочных желѐз у девушек, 3) увеличение мышечной массы у юношей, 4) изменение в строении щитовидного хряща гортани у юношей,
5) установление регулярного менструального цикла у девушек.
а) 1,2,5 б) 2,3,4 в) 3,4,5 г) 1,3,4
12. выберите клетки, составляющие нейроглию нервной ткани:
1) нейроны, 2) астроциты, 3) олигодендроциты, 4) шванновские клетки, 5) миоциты
а) 2,3 б) 2,3,4 в) 1,4 г) 1,5
13. выберите гормоны, участвующие в репродуктивной функции человека:
1) эстрогены, 2) кортикотропные гормоны, 3) андрогены, 4) окситоцин, 5) мелатонин
а) 3,4,5 б) 2,4,5 в) 2,3,4 г) 1,3,4
14. выберите клеточные структуры к самоудвоению:
1) рибосомы, 2) митохондрии, 3) хлоропласты, 4) ядро, 5) днк
а) 2,3,5 б) 2,3,4 в) 1,3,5 г) 1,2,4
15. выберите структурные компоненты молекулы атф:
1) аденин, 2) 2 остатка фосфорной кислоты, 3) 3 остатка фосфорной кислоты, 4) рибоза,
5) фосфорная кислота
а) 1,2,4 б) 1,4,5 в) 1,3,4 г) 1,5
2. 1.Уложить пострадавшего на спину на твердую поверхность, расстегнуть стесняющую грудную клетВстать рядом с пострадавшим на колени слева от него, проверить, дышит ли он и прощупать пульс. Если нет пульса и дыхания, вызвать скорую и незамедлительно приступить к искусственному дыханию и массажу сердца (сердечно-легочной реанимации).Под плечи (не под голову и не под шею!) подложить валик толщиной примерно 15–20 см (например, можно плотно сложить толстую куртку) так, чтобы голова пострадавшего была сильно запрокинута, а рот открылся.При этом нужно помнить, что чрезмерное отведение головы может привести к сужению дыхательных путей.Для более полного открытия дыхательных путей необходимо выдвинуть нижнюю челюсть вперед, подняв подбородок к верху, чтобы предотвратить западание языка.При подозрении на травму позвоночника или головы начинать реанимацию, не меняя положения тела и головы.Дыхание рот в рот создает значительные гигиенические неудобства, избежать которых можно, если наложить на рот пострадавшего любую неплотную чистую ткань, носовой платок, салфетку.Сделать глубокий вдох и накрыть ртом рот пострадавшего как можно плотнее. При этом рукой, находящейся у лба пострадавшего, необходимо зажать своими пальцами крылья его носа. Сделать два полных дыхательных движения. Каждый выдох должен длиться 1—2 секунды. После каждого выдоха освободите рот пострадавшего и уберите пальцы от его носа, чтобы вышел воздух. Следите за грудной клеткой, а также за движением воздуха. Число дыханий в минуту должно быть 12–15. Вдувание нужно проводить быстро и резко (у детей менее резко), чтобы продолжительность вдоха была в 2 раза меньше времени выдоха.После первого выдоха проверить пульс и 5 раз резко надавить на грудь.Пульс и дыхание проверить через минуту. Если пульс и дыхание по-прежнему не восстановились, необходимо продолжать искусственное дыхание и массаж сердца в соотношении 2:30.Необходимо следить, чтобы вдыхаемый воздух не привел к чрезмерному растяжению желудка. Чтобы этого избежать, надо периодически освобождать желудок пострадавшего от воздуха, надавливая на эпигастральную (подложечную) область.При проведении дыхания рот в нос вдувания воздуха производится через нос. При этом рот пострадавшего должен быть закрыт рукой, на которой одновременно смещают челюсть кверху для предупреждения западания языка.Не прекращать реанимацию до приезда «скорой В случае восстановления кровообращения и дыхания прекратить реанимацию и проверять пульс и дыхание каждые 1–2 минуты.Нельзя оставлять пострадавшего одного.Ребенку нужно делать искусственное дыхание, обхватив губами его рот и нос.Малышу массаж сердца делать двумя пальцами, ребенку-школьнику – одной рукой.При проведении реанимации двумя людьми массирующий сдавливает грудную клетку 5 раз с частотой примерно 1 раз в 1 секунду, после чего второй оказывающий делает один энергичный и быстрый выдох изо рта в рот или в нос пострадавшего. В 1 мин осуществляется 12 таких циклов. Если реанимацию проводит один человек, то реаниматор вынужден проводить непрямой массаж сердца в более частом ритме – примерно 15 сжатий сердца за 12 секунд, затем за 3 секунды осуществляется 2 энергичных вдувания воздуха в легкие; в 1 мин выполняется 4 таких цикла, а в итоге – 60 сжатий сердца и 8 вдохов.ку одежду и обеспечить полную проходимость дыхательных путей.Если в полости рта или глотке имеется содержимое, его нужно удалить пальцем или салфеткой.
.световая фаза:1. Свет, попадая на молекулы хлорофилла, которые находятся в мембранах тилакоидов гран, приводит их в возбужденное состояние . В результате этого електроны сходят со своих орбит и переносятся с переносчиков за пределы мембраны тилакоида, где и накапливаются, создавая отрицательно заряженное поле.
2. Место вышедших электронов в молекула хлорофилла занимают электроны воды , так как вода под действием света подвергается фотолизу гидроксиды OH(-), став радикалами OH, объединяются:4OH=2H2O+O2, образуя воду и свободный кислород, который выделяется в атмосферу.
3. Протоны водорода не проникают через мембрану тилакоида и накапливаются внутри, образуя положительно заряженное электрическое поле, что приводит к увеличению потенциалов по обе стороны мембраны.
4.При достижении критической разности потенциалов протоны водорода устремляются по протонному каналу АТФ-синтетаза, встроенному в мембрану тилакоида, наружу. На выходе из протонного канала создается высокий уровень энергии, которая идет на синтез АТФ (АДФ+Ф=АТФ).Образовавшиеся молекулы АТФ переходят в сторону, где участвуют в реакциях фиксации углерода.5. Протоны , вошедшие на поверхность мембраны тилакоида, соединяются с электронами, образуя атомарный водород , который идет на восстановление переносчика НАДФ(+) . Таким образом, активированный световой энергией электрон хлорофилла используется для присоединения водорода к переносчику. НАДФ*Н переходит в строму хлоропласта, где участвует в реакциях фиксации углерода