1. Орташа апталық температураны есептеңдер. 2. Аптаның ең жылы және ең суық күнін анықтаңдар. 3. Бұлтты және бұлтсыз күндерді санаңдар. 4. Осы бақылауларды пайдаланып, жел тармақтары графигін құрыңдар.
1. Как распределяются функции между дыхательной и кровеносной системами? Дыхательная система тесно связана с кровеносной. Органы дыхания обеспечивают газообмен между наружным воздухом и воздухом легких (легочное дыхание). Кровеносная система доставляет кислород воздуха к тканям и уносит газообразные продукты распада, обеспечивая тканевое дыхание. Органы дыхания и кровеносная система осуществляют обмен газов между организмом и окружающей средой. 2. Как осуществляется ход воздуха в легкие и из легких? При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются, диафрагма опускается и становиться более плоской. Все это приводит к увеличению объема грудной полости. Легкие при этом расширяются, происходит вдох. Воздух через дыхательные пути устремляется в легкие и попадает в легочные альвеолы. При расслаблении межреберных мышц ребра опускаются. Диафрагма занимает свое прежнее положение, становится выпуклой – объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются, и воздух по дыхательным путям выталкивается наружу. Происходит – выдох. 3. Просмотрите табл.1 и выпишите из нее особенности дыхательной системы, доказывающие принадлежность человека к классу млекопитающих, укажите их значение. 1) Носовая и ротовая полости разделены твердым и мягким небом. Между зубами и щеками существует щель. Этим обеспечивается возможность жевать, не нарушая дыхания, осуществлять сосательные движения: при вскармливании рот детеныша герметически захватывает материнский сосок. 2) Грудная и брюшная полости разделены диафрагмой, мышечной перегородкой, образующей грудобрюшную преграду. Функциональная роль: Диафрагма участвует в акте вдоха и выдоха, изменяя объем грудной полости. 3) Легкие альвеолярного типа: состоят из множества легочных пузырьков (альвеол), к которым воздух поступает по трубкам, образующим бронхиальное дерево. Функциональная роль: Увеличивается поверхность соприкосновения кровеносных сосудов с воздухом легочных пузырьков. 4. По каким признакам можно судить зимой о запыленности окружающего воздуха? О запыленности окружающего воздуха можно судить по выпавшему снегу, если растаять его. Получится мутная или даже грязная вода. Как известно, пыль легко пристает к летящим снежинкам. А в воздухе пыли очень много, потому что город загрязнен выхлопами автомобилей, отходами промышленных предприятий и т.д. 5. Разберите на модели Дондерса (см. рис. 56), как происходит вдох и выдох. Согласно модели Дондерса механизм вдоха и выдоха можно описать так: Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму, стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму надо опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и шарике, изображающем легкое, упадет, и наружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Если немного вдавить диафрагму внутрь, воздух из шарика выйдет. И произойдет выдох.
Обычная дождевая вода имеет слабокислую реакцию из-за присутствия в воздухе диоксида углерода. «Кислотным дождем» называют осадки, кислотность которых превышает природный уровень. Механизм образования кислотных дождей заключается в реакции оксидов серы и азота, поступающих в атмосферу, как при естественных процессах, так и в результате деятельности человека, с атмосферной влагой. Результатом таких реакций являются слабые растворы серной и азотной кислот. Вред кислотных дождей заключается в том, что они приводят к повышению кислотности водоемов, что приводит к гибели обитающих в них организмов, а также попаданию в воду из почвы таких металлов, как кадмий, ртуть и свинец. Кроме того, из-за кислотных осадков погибают деревья, почвы становятся менее плодородными, разрушаются постройки и металлоконструкции. Загрязнения, являющиеся причиной кислотного дождя, вредят и здоровью человека. Взаимодействуя в атмосфере, эти газы формируют микрочастицы сульфатов и нитратов, которые попадают глубоко в легкие человека при вдыхании и приводят к возникновению и обострению сердечных и легочных заболеваний.
2. Как осуществляется ход воздуха в легкие и из легких? При вдохе сокращаются межреберные мышцы. Ребра приподнимаются, диафрагма опускается и становиться более плоской. Все это приводит к увеличению объема грудной полости. Легкие при этом расширяются, происходит вдох. Воздух через дыхательные пути устремляется в легкие и попадает в легочные альвеолы. При расслаблении межреберных мышц ребра опускаются. Диафрагма занимает свое прежнее положение, становится выпуклой – объем грудной полости уменьшается, легкие сжимаются, и воздух по дыхательным путям выталкивается наружу. Происходит – выдох.
3. Просмотрите табл.1 и выпишите из нее особенности дыхательной системы, доказывающие принадлежность человека к классу млекопитающих, укажите их значение. 1) Носовая и ротовая полости разделены твердым и мягким небом. Между зубами и щеками существует щель. Этим обеспечивается возможность жевать, не нарушая дыхания, осуществлять сосательные движения: при вскармливании рот детеныша герметически захватывает материнский сосок. 2) Грудная и брюшная полости разделены диафрагмой, мышечной перегородкой, образующей грудобрюшную преграду. Функциональная роль: Диафрагма участвует в акте вдоха и выдоха, изменяя объем грудной полости. 3) Легкие альвеолярного типа: состоят из множества легочных пузырьков (альвеол), к которым воздух поступает по трубкам, образующим бронхиальное дерево. Функциональная роль: Увеличивается поверхность соприкосновения кровеносных сосудов с воздухом легочных пузырьков.
4. По каким признакам можно судить зимой о запыленности окружающего воздуха? О запыленности окружающего воздуха можно судить по выпавшему снегу, если растаять его. Получится мутная или даже грязная вода. Как известно, пыль легко пристает к летящим снежинкам. А в воздухе пыли очень много, потому что город загрязнен выхлопами автомобилей, отходами промышленных предприятий и т.д.
5. Разберите на модели Дондерса (см. рис. 56), как происходит вдох и выдох. Согласно модели Дондерса механизм вдоха и выдоха можно описать так: Трубка воронки моделирует дыхательные пути, шарик внутри воронки – легкое, резиновое дно – диафрагму, стеклянный корпус воронки – стенки грудной полости. Чтобы продемонстрировать вдох, диафрагму надо опустить вниз. Атмосферное давление в грудной полости и шарике, изображающем легкое, упадет, и наружный воздух войдет внутрь шарика. Он раздуется, как легкое в состоянии вдоха. Если немного вдавить диафрагму внутрь, воздух из шарика выйдет. И произойдет выдох.
Обычная дождевая вода имеет слабокислую реакцию из-за присутствия в воздухе диоксида углерода. «Кислотным дождем» называют осадки, кислотность которых превышает природный уровень. Механизм образования кислотных дождей заключается в реакции оксидов серы и азота, поступающих в атмосферу, как при естественных процессах, так и в результате деятельности человека, с атмосферной влагой. Результатом таких реакций являются слабые растворы серной и азотной кислот. Вред кислотных дождей заключается в том, что они приводят к повышению кислотности водоемов, что приводит к гибели обитающих в них организмов, а также попаданию в воду из почвы таких металлов, как кадмий, ртуть и свинец. Кроме того, из-за кислотных осадков погибают деревья, почвы становятся менее плодородными, разрушаются постройки и металлоконструкции. Загрязнения, являющиеся причиной кислотного дождя, вредят и здоровью человека. Взаимодействуя в атмосфере, эти газы формируют микрочастицы сульфатов и нитратов, которые попадают глубоко в легкие человека при вдыхании и приводят к возникновению и обострению сердечных и легочных заболеваний.