Белки выполняют множество самых разнообразных функций, характерных для живых организмов, с некоторыми из которых мы познакомимся более подробно при дальнейшем изучении курса. Ниже рассматриваются главные и в некотором смысле уникальные биологические функции белков, несвойственные или лишь частично присущие другим классам биополимеров. Каталитическая функция. К 1995 г. было идентифицировано более 3400 ферментов. Большинство известных в настоящее время ферментов, называемых биологическими катализаторами, является белками. Эта функция белков, хотя и не оказалась уникальной, определяет скорость химических реакций в биологических системах. Транспортная функция. Дыхательная функция крови, в частности перенос кислорода, осуществляется молекулами гемоглобина – белка эритроцитов. В транспорте липидов принимают участие альбумины сыворотки крови. Ряд других сывороточных белков образует комплексы с жирами, медью, железом, тироксином, витамином А и другими соединениями, обеспечивая их доставку в соответствующие органы-мишени. Защитная функция. Основную функцию защиты в организме выполняет иммунная система, которая обеспечивает синтез специфических защитных белков-антител в ответ на поступление в организм бактерий, токсинов, вирусов или чужеродных белков. Высокая специфичность взаимодействия антител с антигенами (чужеродными веществами) по типу белок-белковое взаимодействие узнаванию и нейтрализации биологического действия антигенов. Защитная функция белков проявляется и в ряда белков плазмы крови, в частности фибриногена, к свертыванию. В результате свертывания фибриногена образуется сгусток крови, предохраняющий от потери крови при ранениях. Сократительная функция. В акте мышечного сокращения и расслабления участвует множество белковых веществ. Однако главную роль в этих жизненно важных процессах играют актин и миозин – специфические белки мышечной ткани. Сократительная функция присуща не только мышечным белкам, но и белкам цитоскелета, что обеспечивает тончайшие процессы жизнедеятельности клеток (расхождение хромосом в процессе митоза) . Структурная функция. Белки, выполняющие структурную (опорную) функцию, занимают по количеству первое место среди других белков тела человека. Среди них важнейшую роль играют фибриллярные белки, в частности коллаген в соединительной ткани, кератин в волосах, ногтях, коже, эластин в сосудистой стенке и др. Большое значение имеют комплексы белков с углеводами в формировании ряда секретов: мукоидов, муцина и т. д. В комплексе с липидами (в частности, с фосфолипидами) белки участвуют в образовании биомембран клеток. Гормональная функция. Обмен веществ в организме регулируется разнообразными механизмами. В этой регуляции важное место занимают гормоны, синтезируемые не только в железах внутренней секреции, но и во многих других клетках организма (см. далее) . Ряд гормонов представлен белками или полипептидами, например гормоны гипофиза, поджелудочной железы и др. Некоторые гормоны являются производными аминокислот. Питательная (резервная) функция. Эту функцию выполняют так называемые резервные белки, являющиеся источниками питания для плода, например белки яйца (овальбумины) . Основной белок молока (казеин) также выполняет главным образом питательную функцию. Ряд других белков используется в организме в качестве источника аминокислот, которые в свою очередь являются предшественниками биологически активных веществ, регулирующих процессы метаболизма. Можно назвать еще некоторые другие жизненно важные функции белков. Это, в частности, экспрессия генетической информации, генерирование и передача нервных импульсов поддерживать онкотическое давление в клетках и крови, буферные свойства, поддерживающие физиологическое значение рН внутренней среды, и др. Таким образом, из этого далеко не полного перечня основных функций белков видно, что указанным биополимерам принадлежит исключительная и разносторонняя роль в живом организме. Если попытаться выделить главное
Объяснение:
Развернутый план-конспект урока.
ТЕМА УРОКА: «СТЕБЕЛЬ, ЕГО СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»
ЦЕЛЬ:
актуализировать и углубить знания учащихся о побеге, дать представление о внешнем и внутреннем строении стебля;
показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями;
показать влияние внешней среды на рост и развитие стебля;
углубить знания о тканях стебля.
ОБОРУДОВАНИЕ:
дидактические карточки по теме «Лист»;
таблица «Внешнее строение листа», таблица «Внутреннее строение листа»;
модель «Побег»;
ветка дерева;
комнатные растения (дифенбахия, фиалка);
таблица «Внутреннее строение стебля»
поперечные спилы стволов деревьев (для каждого ученика);
продольный спил;
пробка дуба;
мочало липовый.
ХОД УРОКА:
I. Организация учащихся.
- Подравнялись, все проверили на партах. Здравствуйте, тихо сели!
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Давайте покажем как мы работаем на уроке.
- Кто отсутствует сегодня? (отмечаю в журнале)
II. Повторение домашнего задания.
У. - О какой части побега мы говорили на уроке?
Д. – О листе.
У. – Хорошо, что такое лист?
Д. – 1) Лист – это вегетативный орган растения, занимающий боковое положение на побеге.
2) Лист – важный орган в жизни растения, осуществляющий воздушное питание растению.
У. Работаем со словарем. На дом было дано задание, выписать новые термины в словарь.
Женя прочитает, остальные проверяют правильность написания. (читает)
- Молодец! Садись.
Раздаю 6 ученикам дидактические карточки.
С остальными учащимися опрос домашнего задания по параграфу №19:
Рассказать по таблице «Внешнее строение листа». Молодец! Садись.
Рассказать по таблице 2Внутреннее строение листа». Молодец! Садись
Собираю карточки с выполненными заданиями.
III. Новая тема.
У. – Ребята, вам знакома эта модель? (показываю модель «Побега»)
Д. – Да.
У. – Что это за модель?
Д. – Модель побега.
У. – Правильно. Что такое побег?
Д. – Побег – это основной орган растения.
У. – Из каких органов состоит побег?
Д. – Побег состоит из стебля, листьев, почек.
У. – Хорошо. Какие органы мы уже изучили?
Д. – Побег, почки, лист.
У. – Сегодня более подробно изучим строение стебля. (читаю название темы на доске)
- Открываем рабочую тетрадь и записываем тему и дату сегодняшнюю на полях 27.11.06.
У. – Итак, что такое стебель? Вспоминаем.
Д. – Стебель –это осевая часть побега.
У. – Записываем определение в тетрадь
- Из каких частей состоит стебель?
Д. – Стебель состоит из узлов и междоузлий.
У. – Хорошо. Что такое узел?
Д. – Узел – это участок стебля, от которого отрастает лист.
У. – Что такое междоузлие?
Д. – Междоузлие – это расстояние между двумя узлами.
У. – В зависимости от вытянутости междоузлий стебель может быть удлиненным (показываю дифенбахию) или укороченным (показываю фиалку)
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.
- Найдите на рисунке 54 на стр. 75, что изображено под цифрой 1?
Д. – Подсолнечник.
У. – Какой у него стебель?
Д. – Удлиненный.
У. – Докажите, что он удлиненный. (дети говорят)
- Что изображено под цифрой 2?
Д. – Подорожник.
У. – Какой у него стебель?
Д. – Укороченный, едва заметен.
У. – Хорошо. Молодцы!
- Давайте подумаем, для чего стебель нужен растениям? Найдем ответ на с.78.
- Какие он функции выполняет? (Дети называют)
- Найдем функции стебля в тексте учебника на с. 78 (чтение по цепочке)
- Итак, Рома, ответь для чего стебель нужен растениям? Перечисли все функции стебля.
Д. – Проводящая, опорная, запасающая, осевая.
У. – Хорошо. Чтобы узнать, какие участки стебля выполняют эти функции нам необходимо изучить внутреннее строение стебля.
Проблемный вопрос: Почему после бури сосны сломались, а березы погнулись?
- Если посмотреть на спил дерева невооруженным глазом, то на нем легко различить 3 слоя.
- 1) Снаружи у спила тонкий, темного цвета слой – это кора.
- А, молодая ветка дерева покрыта тонкой кожицей.
- 2) Самый широкий, плотный, лежащий глубже слой – это древесина.
- 3) В центре стебля находится – сердцевина.
У. – Если же рассмотреть спил стебля под микроскопом, то мы увидим, что стебель внутри, как и все части растения имеет клеточное строение.
Каталитическая функция. К 1995 г. было идентифицировано более 3400 ферментов. Большинство известных в настоящее время ферментов, называемых биологическими катализаторами, является белками. Эта функция белков, хотя и не оказалась уникальной, определяет скорость химических реакций в биологических системах.
Транспортная функция. Дыхательная функция крови, в частности перенос кислорода, осуществляется молекулами гемоглобина – белка эритроцитов. В транспорте липидов принимают участие альбумины сыворотки крови. Ряд других сывороточных белков образует комплексы с жирами, медью, железом, тироксином, витамином А и другими соединениями, обеспечивая их доставку в соответствующие органы-мишени.
Защитная функция. Основную функцию защиты в организме выполняет иммунная система, которая обеспечивает синтез специфических защитных белков-антител в ответ на поступление в организм бактерий, токсинов, вирусов или чужеродных белков. Высокая специфичность взаимодействия антител с антигенами (чужеродными веществами) по типу белок-белковое взаимодействие узнаванию и нейтрализации биологического действия антигенов. Защитная функция белков проявляется и в ряда белков плазмы крови, в частности фибриногена, к свертыванию. В результате свертывания фибриногена образуется сгусток крови, предохраняющий от потери крови при ранениях.
Сократительная функция. В акте мышечного сокращения и расслабления участвует множество белковых веществ. Однако главную роль в этих жизненно важных процессах играют актин и миозин – специфические белки мышечной ткани. Сократительная функция присуща не только мышечным белкам, но и белкам цитоскелета, что обеспечивает тончайшие процессы жизнедеятельности клеток (расхождение хромосом в процессе митоза) .
Структурная функция. Белки, выполняющие структурную (опорную) функцию, занимают по количеству первое место среди других белков тела человека. Среди них важнейшую роль играют фибриллярные белки, в частности коллаген в соединительной ткани, кератин в волосах, ногтях, коже, эластин в сосудистой стенке и др. Большое значение имеют комплексы белков с углеводами в формировании ряда секретов: мукоидов, муцина и т. д. В комплексе с липидами (в частности, с фосфолипидами) белки участвуют в образовании биомембран клеток.
Гормональная функция. Обмен веществ в организме регулируется разнообразными механизмами. В этой регуляции важное место занимают гормоны, синтезируемые не только в железах внутренней секреции, но и во многих других клетках организма (см. далее) . Ряд гормонов представлен белками или полипептидами, например гормоны гипофиза, поджелудочной железы и др. Некоторые гормоны являются производными аминокислот.
Питательная (резервная) функция. Эту функцию выполняют так называемые резервные белки, являющиеся источниками питания для плода, например белки яйца (овальбумины) . Основной белок молока (казеин) также выполняет главным образом питательную функцию. Ряд других белков используется в организме в качестве источника аминокислот, которые в свою очередь являются предшественниками биологически активных веществ, регулирующих процессы метаболизма.
Можно назвать еще некоторые другие жизненно важные функции белков. Это, в частности, экспрессия генетической информации, генерирование и передача нервных импульсов поддерживать онкотическое давление в клетках и крови, буферные свойства, поддерживающие физиологическое значение рН внутренней среды, и др.
Таким образом, из этого далеко не полного перечня основных функций белков видно, что указанным биополимерам принадлежит исключительная и разносторонняя роль в живом организме. Если попытаться выделить главное