Появление легочного дыхания, что позволяет усваивать атмосферный кислород;появление трехкамерного сердца и 2 кругов кровообращения, что значительно усиливает обмен веществ;появление пятипалой конечности для передвижения по суше; формирование среднего уха,появление век на глазах. В связи с выходом на сушу пресмыкающиеся по сравнению с земноводными имеют ряд преимуществ: внутреннее оплодотворение, увеличение размеров яиц и появление зародышевых оболочек, обеспечивают возможность развития зародыша в воздушной среде(вне воды);увеличение относительных размеров головного мозга и появление зачатка коры больших полушарий, с чем связана их более сложная рефлекторная деятельность;удлинение шеи и обособление 2-х первых шейных позвонков обеспечивает большую подвижность головы и более совершенное использование органов чувств: более прочное причленение поясов конечностей к позвоночнику усилению опоры на конечности; в коже формируются роговые чешуи, щитки, которые защищают тело от иссушения;дыхание только легочное и механизм дыхания более сложный;3-х камерное сердце с неполной перегородкой в желудочке и 3 сосуда, самостоятельно отходящие от разных отделов желудочка более полному разделению артериальной и венозной крови; важный признак высокой организации - замена туловищных почек на тазовые.
История эмбриологии сохранила сведения о многочисленных экспериментах по пересадке частей развивающихся зародышей. Среди них работы немецкого ученого Г. Шпемана и его последователей, которые установили, что если у зародыша на стадии гаструлы взять участок эктодермы , который должен развиться в нервную трубку, и пересадить его в зародыш на той же примерно стадии развития в эктодерму брюшной стороны другого зародыша, находящегося примерно на той же стадии развития, то в месте трансплантации начинает развиваться сначала нервная трубка, затем другие компоненты осевых органов. В результате в зародыше-хозяине возникает вторичный зародыш, который от первичного лишь незначительно отличается величиной. Г. Шпеман назвал это явление эмбриональной индукцией, во время которой трансплантат выступает в роли организатора, направляющего развитие окружающих клеток. В дальнейшем было обнаружено, что роль организатора могут играть не только определенные участки развивающихся зародышей, но и вещества самого различного происхождения. Ученые пришли к выводу, что эффект индукции на ранних этапах развития зародыша заключается в том, что клетки в месте трансплантации, поврежденные операцией, выходят из-под контроля сложившихся клеточных взаимоотношений и начинают развиваться в направлении целого организма.
Один из наиболее ранних в развитии и известных случаев эмбриональной индукции - до сих пор один из наиболее впечатляющих и, несмотря на поразительный прогресс молекулярной эмбриологии, до сих пор таинственный. Если удалить зрительный пузырек, то хрусталик не образуется; если зрительный пузырек имплантировать под эпидермис в какой-либо другой части тела, даже в туловище, в этом месте индуцируется хрусталик.
Первичная эмбриональная индукция
Вторичная эмбриональная индукция
Ссылки: 1. Взаимное влияние частей развивающегося зародыша 2. Формирование хрусталика в эмбриогенезе
В связи с выходом на сушу пресмыкающиеся по сравнению с земноводными имеют ряд преимуществ: внутреннее оплодотворение, увеличение размеров яиц и появление зародышевых оболочек, обеспечивают возможность развития зародыша в воздушной среде(вне воды);увеличение относительных размеров головного мозга и появление зачатка коры больших полушарий, с чем связана их более сложная рефлекторная деятельность;удлинение шеи и обособление 2-х первых шейных позвонков обеспечивает большую подвижность головы и более совершенное использование органов чувств: более прочное причленение поясов конечностей к позвоночнику усилению опоры на конечности; в коже формируются роговые чешуи, щитки, которые защищают тело от иссушения;дыхание только легочное и механизм дыхания более сложный;3-х камерное сердце с неполной перегородкой в желудочке и 3 сосуда, самостоятельно отходящие от разных отделов желудочка более полному разделению артериальной и венозной крови; важный признак высокой организации - замена туловищных почек на тазовые.
История эмбриологии сохранила сведения о многочисленных экспериментах по пересадке частей развивающихся зародышей. Среди них работы немецкого ученого Г. Шпемана и его последователей, которые установили, что если у зародыша на стадии гаструлы взять участок эктодермы , который должен развиться в нервную трубку, и пересадить его в зародыш на той же примерно стадии развития в эктодерму брюшной стороны другого зародыша, находящегося примерно на той же стадии развития, то в месте трансплантации начинает развиваться сначала нервная трубка, затем другие компоненты осевых органов. В результате в зародыше-хозяине возникает вторичный зародыш, который от первичного лишь незначительно отличается величиной. Г. Шпеман назвал это явление эмбриональной индукцией, во время которой трансплантат выступает в роли организатора, направляющего развитие окружающих клеток. В дальнейшем было обнаружено, что роль организатора могут играть не только определенные участки развивающихся зародышей, но и вещества самого различного происхождения. Ученые пришли к выводу, что эффект индукции на ранних этапах развития зародыша заключается в том, что клетки в месте трансплантации, поврежденные операцией, выходят из-под контроля сложившихся клеточных взаимоотношений и начинают развиваться в направлении целого организма.
Один из наиболее ранних в развитии и известных случаев эмбриональной индукции - до сих пор один из наиболее впечатляющих и, несмотря на поразительный прогресс молекулярной эмбриологии, до сих пор таинственный. Если удалить зрительный пузырек, то хрусталик не образуется; если зрительный пузырек имплантировать под эпидермис в какой-либо другой части тела, даже в туловище, в этом месте индуцируется хрусталик.
Первичная эмбриональная индукция
Вторичная эмбриональная индукция
Ссылки:
1. Взаимное влияние частей развивающегося зародыша
2. Формирование хрусталика в эмбриогенезе