6 клас 20. 05. 20 року
Контрольна робота.
1 рівень.
1. Для живлення дріжджі використовують : а) клітковину; б) цукор,
2. Лишайники ростуть: а) швидше, ніж рослини; б) повільніше, ніж рослини,
3. Спори у шапинкових грибів утворюються : а) на поверхні шапинки;
6) всередині ніжки; в) з нижнього боку шапинки; г) у грунті.
4. Мiкориза-це: а) симбіоз гриба і водорості; б) захворювання рослин,
спричинене паразитичними грибом; в) симбіоз коренів квіткової рослини
і гриба; г б розмноження.
5. Причиною почорніння плодів у помідорів звичайно буває: а) холодна
погода; б) гриб фітофтора; в) гриб трутовик; г) ріжки.
6. Завдяки життєдіяльності грибів: а) утворюється гумус у грунті; б) стаються
масові отруєння людей; в) формується мікориза; г) повітря насичується
киснем,
2 рівень.
7. -Природні сили, які впливають на живі організми, називають
факторами.
- До основних життєвих форм рослин належать
8. Установіть відповідність між грибом і його екологічною характеристикою.
1. Сапротрофи
2. Цвілеві гриби
3. Симбіотичні
А. Мукор, аспергіл, пеніцил.
Б. Фітофтора, борошниста роса, трутовик.
В. Веселка звичайна, дощовик, говорушка
запашна.
Г. Підoсичник, підберезовик.
4. Паразити
З рівень.
9. За лишайниками визначають ступінь забруднення повітря. Як називається
цей метод?
10. Чому взаємовідносини між грибом та водорістю в лишайнику називають
взаємовигідним симбіозом?
4 рівень
11. Чи можуть гриби пристосуватися до пустельного клімату ?
Третий закон Менделя, - принцип независимого распределения:
При скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум или нескольким парам альтернативных признаков, во втором поколении наблюдается независимое комбинирование генов и соответствующих им признаков разных аллельных пар. Различные признаки (гены) передаются от родителей к потомкам независимо друг от друга, если они находятся в разных парах гомологичных хромосом.
Для проявления третьего закона Менделя необходимо соблюдение следующих условий:
1). Доминирование должно быть полным (при неполном доминировании и других видах взаимодействия генов числовые соотношения потомков с разными комбинациями признаков могут быть другими);
2). Не должно быть летальных генов;
3). Гены должны локализоваться в разных негомологичных хромосомах.
Голосеменные, как и Покрытосеменные, – главные продуценты наземных экосистем планеты, отличающиеся от споровых растений тем, что основным средством расселения у них являются не споры, а семена. Семя – стадия жизни спорофита, особое образование, в котором в компактном и защищенном от неблагоприятных условий состоянии находится будущий взрослый спорофит – зародыш, а также запас питательных веществ – эндосперм.
«Внутреннее оплодотворение, развитие зародыша внутри семязачатка и появление новой, чрезвычайно эффективной единицы расселения – семени – являются главными биологическими преимуществами семенных растений, давшими им возможность полнее при к наземным условиям и достигнуть более высокого развития, чем папоротники и другие бессеменные высшие растения. Если при размножении спорами каждый раз образуется огромное их число, обычно миллионы, то при размножении семенами число их во много раз меньше. Семя – более надежная единица расселения, чем спора. В семени уже содержится зародыш – крошечный спорофит с корешком, почечкой и зародышевыми листьями (семядолями), запас питательных веществ и необходимый ферментативный аппарат. Семя – это поистине маленький шедевр эволюции» (Тахтаджян А.Л. Жизнь растений. Т.4. 1978. С.258).
Представители обширного отдела Голосеменных составляют до 1/3 основных лесообразующих пород мира, их роль особенно велика в умеренных широтах, где они формируют биом тайги.
Все Голосеменные – это деревья или кустарники, автотрофные, хотя в тропиках есть 2 паразитических организма, а в южном полушарии – очень мелкие кустарнички – не больше мхов по размеру. Исключение составляют и Саговниковые, с толстым неветвящимся колонно- или клубневидным, часто погруженным в почву стволом.
Древесина состоит только из трахеид (исключение – представители класса Гнетовые). Листья узкие (игольчатые) или чешуевидные, хотя есть роды с широкими листьями.
Расцвет Голосеменных – это мезозой, до нашего времени дошли в ограниченном разнообразии. При этом современные Голосеменные четко разделяются на 2 группы: 1-я включает класс Саговниковые – Cycadopsida и Гинкговые – Ginkgoopsida. Это «живые ископаемые». 2-я группа – Хвойные, которые являются основными Голосеменными.
Особняком стоят Гнетовые – Gnetopsida, которые отнесены к Голосеменным с немалой долей условности.
Особенности жизненного цикла
У Голосеменных усиливается тенденция к заботе о гаметофите. Так не только женский гаметофит не покидает оболочки микроспоры, но и макроспора остается в макроспорангии, таким образом женский гаметофит не соприкасается с внешней средой, сохраняет постоянную связь со спорофитом; мужской гаметофит еще более редуцирован, как и у разноспоровых растений он развивается в оболочке микроспоры, на смену многоклеточным антеридиям приходит новое образование из вс вегетативных проталлиальных (от греч. prothallium – «вегетативная часть») клеток, которые обслуживают гаметогенные антеридиальные клетки, дающие очень небольшое (как правило, 2) количество мужских гамет.
У примитивных групп из 2 антеридиальных клеток из одной клетки развивается гаустория (гаусториальная клетка), затем она делится еще на 2 клетки, одна из которых либо образует 2 сперматозоида (сперматогенная) или 2 спермия (спермагенная). Вторая клетка антеридия остается стерильной и затем разрушается. Процесс оплодотворения у семенных растений избавляется от связи с водной средой.
Мужской гаметофит, называемый пыльцой, целиком переносится ветром к женскому гаметофиту, где и прорастает, используя питательные вещества женского гаметофита
b s u / r u