биология 11 класс.
лабораторная работа «изменчивость организмов».
цель работы: сформировать понятие изменчивости организмов, находить признаки изменчивости на предложенных объектах, объяснить причины возникновения изменчивости.
ход работы:
1. рассмотрите рисунок одуванчика лекарственного выросшего на открытом, хорошо освещенном пространстве (1) и выросшего в условиях сильного затенения на каменистой почве (2), сравните эти растения. найдите признаки сходства в их строении. объясните причины сходства особей данного вида.
2hello_html_6e76cae3.jpg. выявите у исследуемых растений признаки различия. какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
3. рассмотрите рисунок стрелолиста обыкновенного. найдите три вида листьев, опишите их внешние особенности. с чем связано возникновение трёх форм листовых пластинок у одного растения?
hello_html_m67d4eea8.jpg
4. рассмотрите рисунок розы большелистной с 14 хромосомами (слева) и её полиплоидной формы с 28 хромосомами (справа). найдите черты сходства и отличия. объясните причины отличия.
5. вывод. какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной?
ход работы:
1. рассмотрите рисунок одуванчика лекарственного выросшего на открытом, хорошо освещенном пространстве (1) и выросшего в условиях сильного затенения на каменистой почве (2), сравните эти растения. найдите признаки сходства в их строении. объясните причины сходства особей данного вида.
выявите у исследуемых растений признаки различия. какие свойства организмов обусловливают различия между особями одного и того же вида?
3. рассмотрите рисунок стрелолиста обыкновенного. найдите три вида листьев, опишите их внешние особенности. с чем связано возникновение трёх форм листовых пластинок у одного растения?
4. рассмотрите рисунок розы большелистной с 14 хромосомами (слева) и её полиплоидной формы с 28 хромосомами (справа). найдите черты сходства и отличия. объясните причины отличия.
5. вывод. какие, на ваш взгляд, различия обусловлены наследственной изменчивостью, какие – ненаследственной?
Пыльник - генеративная часть тычинки, микроспорангий, производит микроспоры, то есть пыльцу. Пыльца - все равно что семенная жидкость у животных, содержит гаметы, благодаря ней возможно семенное размножение и в том числе двойное оплодотворение. 1 микроспора (пыльцевое зерно) состоит из 2 клеток: генеративная (собственно гамета) и вегетативной - она образует пыльцевую трубку в пестике и продвижению гаметы.
Железистые волоски - клетки выделительной ткани, выросты эпидермы, покрывают органы растения. Их функция для растений в том, что они хранят, накапливают и выделять эфирные масла, гистамины (вызывают аллергию) и алкалоиды (просто растительные токсины). Соответственно железистые волоски защищают растение от например поедания травоядными животными, раз столкнувшись с колючими, вызывающими чувство ожога и аллергию, животные и даже сам человек будут сторониться таких растений.
Pефлекс (от лат. "рефлексус" - отражение) - реакция организма на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы в ответ на раздражение рецепторов.
Рефлексы проявляются в возникновении или прекращении какой-либо деятельности организма: в сокращении или расслаблении мышц, в секреции или прекращении секреции желез, в сужении или расширении сосудов и т. п.
Благодаря рефлекторной деятельности организм быстро реагировать на различные изменения внешней среды или своего внутреннего состояния и при к этим изменениям. У позвоночных животных значение рефлекторной функции центральной нервной системы настолько велико, что даже частичное выпадение ее (при оперативном удалении отдельных участков нервной системы или при заболеваниях ее) часто ведет к глубокой инвалидности и невозможности осуществлять необходимые жизненные функции без постоянного тщательного ухода.
Значение рефлекторной деятельности центральной нервной системы в полной мере было раскрыто классическими трудами И. М. Сеченова и И. П. Павлова. И. М. Сеченов еще в 1862 г. в своем составившем эпоху труде "Рефлексы головного мозга" утверждал: "Все акты сознательной и бессознательной жизни по происхождения суть рефлексы".