БИОЛОГИЯ 6 КЛАСС 1. Молодые стебли липы снаружи покрыты 1) кожицей 2) пробкой 3) камбием 4) лубом 2. Луб и древесина стебля цветкового растения выполняют функцию 1) транспорта веществ 2) роста стебля 3) всасывания воды 4) образования органических веществ 3. В простом листе берёзы листовых пластин на черешке 1) одна 2) две 3) четыре 4) пять 4. Главная функция листьев дуба связана с 1) проведением минеральных веществ 2) всасыванием воды 3) образованием органических веществ 4) запасанием веществ 5. Почка цветкового растения представляет собой 1) прилистник 2) черешок 3) луковицу 4) зачаточный побег 6. Венчик цветка растения состоит из 1) лепестков 2) чашелистиков 3) тычинок 4) пестиков 7. В цветковом растении после оплодотворения из завязи пес тика развивается 1) цветочная почка 2) листовая почка 3) плод с семенами 4) пыльца 8. Снаружи семя цветкового растения покрыто 1) кожурой 2) чехликом 3) корой 4) пробкой 9. В цветковом растении семядоли являются частью 1) семенной кожуры 2) зародыша семени 3) цветочной почки 4) рыльца пестика 10. К вегетативным органам цветкового растения относят 1) цветок 2) плод 3) побег 4) семя 11. На рисунке изображена корневая система цветкового растения. Что обозначено цифрой 3? 1) главный корень 2) боковой корень 3) придаточный корень 4) корнеплод 12. На рисунке изображён цветок вишни. Что обозначено цифрой 1? 1) пестик 2) тычинка 3) лепесток венчика 4) цветоложе 13. Верны ли следующие утверждения? А. Клубень картофеля представляет собой плод растения. Б. Стебель цветковых растений выносит листья к свету. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения 14. Верны ли следующие утверждения? А. В обоеполом цветке вишни имеются тычинки и пестики. Б. Все плоды цветковых растений содержат много семян. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) неверны оба суждения 15. Выберите три верных утверждения. Зародыш семени цветкового растения состоит из 1) кожуры 2) завязи 3) семядоли 4) пыльника 5) корешка 6) почечки 16. Установите соответствие между особенностью строения и органом цветкового растения. Особенность строения 1. Корневой чехлик 2. Камбий 3. Кожица 4. Зона роста 5. Зона всасывания 6. Сердцевина Орган А. Корень Б. Стебель 17. Установите верную последовательность расположения зон корня цветкового растения, начиная с корневого чехлика. 1) корневой чехлик 2) зона всасывания 3) зона роста 4) зона проведения 5) зона деления 18. Установите соответствие. Группа органов 1. Вегетативные органы 2. Генеративные органы Орган цветкового растения А. Стебель. Б. Лист. В. Семя. Г. Корень. Д. Цве ток. Е. Плод.
Все вещества на нашей планете находятся в процессе круговорота. Солнечная энергия вызывает на Земле два круговорота веществ:
1) Большой (геологический или абиотический);
2) Малый (биотический, биогенный или биологический).
Круговороты веществ и потоки космической энергии создают устойчивость биосферы. Круговорот твердого вещества и воды, происходящий в результате действия абиотических факторов (неживой природы), называют большим геологическим круговоротом. При большом геологическом круговороте (протекает миллионы лет) горные породы разрушаются, выветриваются, вещества растворяются и попадают в Мировой океан; протекают геотектонические изменения, опускание материков, поднятие морского дна. Время круговорота воды в ледниках 8 000 лет, в реках – 11 дней. Именно большой круговорот поставляет живым организмам элементы питания и во многом определяет условия их существования.
Большой, геологический круговорот в биосфере характеризуется двумя важными моментами:
а) осуществляется на протяжении всего геологического развития Земли;
б) представляет собой современный планетарный процесс, принимающий ведущее участие в дальнейшем развитии биосферы.
На современном этапе развития человечества в результате большого круговорота на большие расстояния переносятся также загрязняющие вещества – оксиды серы и азота, пыль, радиоактивные примеси. Наибольшему загрязнению подверглись территории умеренных широт Северного полушария.
Малый, биогенный или биологический круговорот веществ происходит в твердой, жидкой и газообразных фазах при участии живых организмов. Биологический круговорот в противоположность геологическому требует меньших затрат энергии. Малый круговорот является частью большого, происходит на уровне биогеоценозов (внутриэкосистем) и заключается в том, что питательные вещества почвы, вода, углерод аккумулируются в веществе растений, расходуются на построение тела. Продукты распада органического вещества разлагаются до минеральных компонентов. Малый круговорот незамкнут, что связано с поступлением веществ и энергии в экосистему извне и с выходом части их в биосферный круговорот.
Функциональная деятельность живых биологических cистем существенно зависит от температурного уровня окружающей среды. В первую очередь это касается организмов, не поддерживать постоянную температуру тела (все растения и многие животные). Именно у таких организмов (пойкилотермных) повышение температуры до определенного предела значительно ускоряет физиологические процессы: темпы роста и развития (у насекомых, пресмыкающихся), прорастание семян, рост листьев и побегов, цветение и т. д.
Чрезмерное повышение температуры вызывает гибель организмов вследствие тепловой денатурации белковых молекул, необратимых изменений структуры биологических коллоидов клетки, нарушения деятельности ферментов, резкого усиления гидролитических процессов, дыхания и др. С другой стороны, заметное снижение температуры ниже О °С может вызвать гибель клеток и всего организма.
В природных условиях температура очень редко держится на уровне, благоприятном для жизни. ответом на это является возникновение у растений и животных специальных при которые ослабляют вредное действие колебаний температуры. Это, в частности, комплекс свойств и адаптивных при которые формируют соответствующий уровень зимостойкости и морозоустойчивости растений.
Зимостойкость - стойкость растений к комплексу неблагоприятных факторов зимнего периода (чередования морозов и оттепелей, ледяной корки, вьмокания, выпревания и др.). Обусловливается и обеспечивается переходом растений в состояние органического покоя, размещением почек в защищенных местах, накоплением энергетического материала (крахмала, жиров), сбрасыванием листьев, адаптивными реакциями организмов.Морозоустойчивость клеток, тканей и целых растений без повреждений переносить действие морозов. Благодаря многим физиолого-биохимическим при и свойствам у морозоустойчивых растений образование льда происходит при более низкой температуре, чем у менее морозоустойчивых, и сопровождается меньшими повреждениями.Холодостойкость - свойство ранневесенних растений (эфемеров и эфемероидов) успешно произрастать при низких плюсовых температурах. Этот термин используется также для характеристики теплолюбивых растений (кукуруза, огурцы, арбузы).Зимо- и морозоустойчивость характерны для растений только в зимний период, когда они успели закалиться и перейти в состояние покоя. В период же вегетации (летом) все растения не выдерживать даже кратковременное воздействие небольших морозов.
Закаливание растений - формирование у растений успешно выдерживать неблагоприятные условия под влиянием специфических условий осеннего времени года. Имеет двухфазный характер. Во время первой происходит накопление углеводов, перераспределение питательных веществ между органами, чему относительно теплая и солнечная погода. Во второй фазе при постепенном снижении температуры увеличивается количество осмотически активных веществ в вакуолях, уменьшается количество воды, изменяется состояние цитоплазмы - растения переходят в состояние покоя.Состояние покоя - качественно новый этап растительного организма, в который переходят зимующие растения с наступлением неблагоприятных условий. Характеризуется прекращением видимого роста и сведением к минимуму жизнедеятельности, отмиранием и опадением листьев и надземных органов травянистых многолетников, образованием чешуек на почках, толстого слоя кутикулы и коры на стеблях. В тканях и клетках накопляются ингибиторы, которые тормозят ростовые и формообразовательные процессы, что делает растения не к прорастанию даже в самых благоприятных искусственно созданных условиях, а также во время случайных осенних и ран незимних потеплений.Различают период (состояние) глубокого, или органического покоя, обусловленного соответствующей подготовкой и внутренним ритмом развития растительного организма, и период вынужденного покоя, в котором растения пребывают после глубокого покоя, когда их рост вынужденно сдерживается еще неблагоприятными условиями - низкой температурой, недостатком питательных веществ. Вынужденный покой легко прервать, создав растению благоприятные условия.