Часть А Выберите один правильный ответ.
1. Археоптерикса с птицами сближает
1) длинный хвостовой отдел позвоночника
2) наличие крыльев, оперение
3) наличие зубов на челюстях
4) все перечисленные признаки
2. У птиц различают перья
1) контурные и пуховые
2) контурные и маховые
3) маховые и пуховые
4) все ответы верные
3. Кожа птиц
1) тонкая, влажная, покрыта перьями 2) тонкая, содержит много желёз
3) тонкая, сухая, одна копчиковая железа 4) плотная, покрыта роговыми образованиями
4. При птиц к полету служит
1) крылья и двойное дыхание
2) клюв
3) сухая кожа
4) питание зерном
5. Сердце у птиц
1) трехкамерное 2) у некоторых четырехкамерное
3) у всех четырехкамерное 4) у одних трехкамерное, у других четырехкамерное
6. Какие отделы головного мозга у птиц лучше развиты?
1) передний и мозжечок 2) полушария переднего мозга, средний мозг и мозжечок
3) передний и средний 4) средний и промежуточный
7. К оседлым птицам относятся
1) зеленая пересмешка
2) южный соловей
3) воробей
4) серая славка
8. К выводковым птицам относят
1) синицу
2) воробья
3) голубя
4) утку
Часть В
В1. Установите соответствие между системами органов и их функциями.
Системы органов: Функции:
А) дыхательная система 1) участвует в газообмене
Б) нервная система 2) обеспечивает при к среде обитания
3) осуществляет рефлексы защиты потомства
4) защищает внутренние органы от перегрева
5) регулирует работу внутренних органов
6) участвует в звукообразовании
В2. Установите последовательность поведенческих реакций перелётных птиц в течение года, начиная с весны:
А) защита птенцов;
Б) линька;
В) постройка гнёзд;
Г) прилет на места гнездований;
Д) обогрев птенцов;
Е) насиживание яиц;
Ж) подготовка к перелету к местам зимовок;
З) образование пар.
Часть С Дайте развернутый ответ на все во С1. Только что вылупившиеся и выпавшие из гнезда птенцы певчих птиц чаще всего погибают, так как родители не обращают на них внимания; в то же время выпорхнувших из гнезда слетышей родители первое время кормят вне гнезда. Объясните это явление.
С2. Нефть, попав на оперение водоплавающей птицы, вызывает ее гибель через 4 часа. Почему?
ТЕМА «КЛАСС ПТИЦЫ»
Вариант 2
Часть А Выберите один правильный ответ.
1. Археоптерикса с пресмыкающимися сближает
1) наличие крыльев, перьев
2) зубы на челюстях, пальцы с коготками на передних конечностях
3) длительный планирующий полет 4) наличие воздушных полостей в костях.
2. Пуховые перья наиболее развиты у
1) водоплавающих птиц
2) дневных хищников
3) ночных хищников
4) куриных
3. При птиц к полету служит
1) яйца без скорлупы 2) наличие трахеи
3) высокий обмен веществ, теплокровность, перья
4) разное число позвонков в шейном отделе
4. Дыхание птиц называется двойным, так как газообмен происходит
1) и на вдохе и на выдохе
2) в легких и частично в покровах
3) в легких, в воздушных мешках
4) в тканях и в легких
5. Мозжечок отвечает
1) за выработку условных рефлексов
2) за откладывание яиц
3) за выведение потомства
4) за координацию движений
6. Кочующими птицами являются
1) снегири, утки, скворцы
2) дятлы, свиристели, снегири
3) снегири, чайки, стрижи
4) вороны, снегири, журавли
7. Преимущество колониального гнездования в том, что
1) легче встретить партнера для размножения 2) усиливается общение
3) лучше используются кормовые ресурсы, условия для гнездования, безопасность колонии
4) для гнезд находится больше пуха
8. К гнездовым птицам относят
1) гусей
2) уток
3) тетеревов
4) дятлов
Часть В
В1. Установите соответствие между системами органов и их функциями.
Системы органов: Функции:
А) кровеносная система 1) всасывание питательных веществ
Б) пищеварительная система 2) газообмен
3) транспорт питательных веществ
4) механическая и химическая переработка пищи
5) распределение тепла по телу
6) удаление непереваренных остатков пищи
В2. Установите последовательность поведенческих реакций кочующих птиц в течение года, начиная с весны:
А) выкармливание птенцов; Б) миграции к местам размножения;
В) чистка и устройство гнёзд; Г) образование пар;
Д) миграции в поисках пищи; Е) линька;
Ж) насиживание яиц; З) обучение потомства полётам
Часть С Дайте развернутый ответ на все во С1. Птиц иногда называют горячими ящерицами. Почему?
С2. Самые разные птицы, охраняющие свои территории, ничего не имеют против, если в их владениях селятся дальние родственники, но птицы делают всё, чтобы избавиться от представителей своего вида. Как объяснить это явление?
Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).
Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Этапы эволюции человекаПри всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.
Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.
В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.