Для лишайников характерно следующее 1) высокая скорость роста 2) размножение почкованием 3) образование микоризы-симбиотических взаимоотношений с корнями сменных растений 4) очень медленный рост
Каждом из разделов предлагаются задания всех уровней ЕГЭ. Такое построение общебиологической части пособия позволит вам более полно и системно подготовиться к сдаче экзамена, т.к. часть С включает в себя в обобщенном виде практически весь материал частей А и В. Задания группы С1 (повышенный уровень) На все задания группы С необходимо давать письменные ответы с объяснениями. Вопросы по цитологии 1. Докажите, что разделение органического мира по уровням организации имеет под собой научные основания. ответ на это вопрос должен быть кратким, но точным. Главными в этом вопросе являются слова – «уровни организации» и «научные основания». Уровень организации – это и форма существования живых систем. Например, клеточный уровень организации включает клетки. Следовательно, необходимо выяснить то общее, что позволило выделить уровни организации. Таким общим является системность организации живых тел и их постепенное усложнение (иерархия). Элементы правильного ответа Научными основаниями для разделения живых систем на уровни служат следующие положения. 1. Живые системы усложняются по мере развития: клетка – ткань – организм – популяция – вид и т.д. 2. Каждая более высоко организованная живая система включает в себя предыдущие системы. Ткани состоят из клеток, органы из тканей, организм из органов и т.д. ответьте самостоятельно на следующие вопросы • Какими общими свойствами обладают все уровни организации жизни? • Что общего и различного между клеточным и популяционным уровнями жизни? • Докажите, что на клеточном уровне проявляются все свойства живых систем. 2. Каковы преимущества и недостатки метода моделирования перед методами исследования, применяемыми для изучения живых объектов? Элементы правильного ответа 1. К модели можно применить воздействия, неприменимые к живым телам. 2. Моделирование позволяет изменять любые характеристики объекта. ответьте самостоятельно • Как бы вы объяснили высказывание И.П. Павлова «Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет»? • Приведите два примера использования экспериментального метода в цитологии. • С каких методов исследования можно разделять различные клеточные структуры? 3. Какие особенности строения молекулы позволяют воде выполнять ее функции в организме? Элементы правильного ответа 1. Полярность молекулы воды определяет ее растворять другие гидрофильные вещества молекул воды к образованию и разрыву водородных связей между ними обеспечивает воде теплоемкость и теплопроводность, переход из одного агрегатного состояния в другие. 3. Малые размеры молекул обеспечивают их проникать между молекулами других веществ. ответьте самостоятельно • Что произойдет с клеткой, если концентрация солей в ней будет выше, чем вне клетки? • Почему в физиологическом растворе клетки не сморщиваются и не лопаются от набухания? 4. Несколько ученых в 1954 и в 1972 г. получили Нобелевскую премию за установление при- роды химической связи в молекуле белка и за расшифровку структуры белка (рибонуклеазы). В чем заключался смысл их работы? Что они установили? Элементы правильного ответа 1. Ученые выяснили, что молекула белка имеет первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуры. 2. Ученые выяснили, что молекула белка состоит из множества различных аминокислот, связанных пептидными связями. 3. Ученые установили последовательность аминокислотных остатков в молекуле рибонуклеазы, т.е. ее первичную структуру. ответьте самостоятельно • Какие химические связи участвуют в образовании молекулы белка? • Какие факторы могут привести к денатурации белка? • Каковы особенности строения и функций ферментов? • В каких процессах проявляются защитные функции белков? 5. Какие общие функции выполняют белки, липиды и углеводы в клетке? Элементы правильного ответа 1. Указанные органические соединения выполняют строительную (структурную) функцию. 2. Указанные органические соединения выполняют энергетическую функцию. ответьте самостоятельно • Почему пищу, богатую целлюлозой, назначают для нормализации работы кишечника? • В чем заключается строительная функция углеводов? 6. Какие особенности строения ДНК подтверждают гипотезу о том, что ДНК хранит и передает наследственную информацию? Элементы правильного ответа 1. ДНК построена по принципу двойной спирали в соответствии с правилом комплементарности. 2. ДНК состоит из повторяющихся элементов – 4 видов
Зебра – копытное тварина, так як у неї на ногах є копита. Це тварина схоже на коня, тільки грива у неї густа та коротенька, а шкура з смугастим малюнком. Хвіст закінчується пензликом з волосся. Довжина тіла до 2,4 м.
Зебри мають добре розвинений зір і слух. Живуть в саванах Африки. Тримаються табунами до 30 голів.
Харчуються травою, часто пасуться з жирафами, так як ті раніше помічають небезпеку і попереджають стадо. Зебрами доводиться багато пересуватися у пошуках корму. Вони швидко бігають, їх швидкість складає 80 км/ч.
Маленькі жеребчики запам'ятовують свою маму по смужках і тому не втрачаються. Виявляється, кожна зебра має свій малюнок смужок, який не повторюється. На дитинчат часто нападають гієни, і тоді лошат оточують тісному стіною дорослі зебри і захищають їх зубами і копитами. Тому хижаки воліють підстерігати одиночних тварин.
Людина винищував зебр з-за красивою шкури. Чисельність їх різко скоротилася. Деякі види зебр занесені в Червону книгу.
Зебра не одомашнивается, але в неволі живе і дає потомство. З метою збільшення і збереження чисельності цих тварин їх намагаються переселити в інші місця. Так, в заповіднику Асканія-Нова (Україна), де ковилові степи, зебри після переселення прижилися.
Зебри мають добре розвинений зір і слух. Живуть в саванах Африки. Тримаються табунами до 30 голів.
Харчуються травою, часто пасуться з жирафами, так як ті раніше помічають небезпеку і попереджають стадо. Зебрами доводиться багато пересуватися у пошуках корму. Вони швидко бігають, їх швидкість складає 80 км/ч.
Маленькі жеребчики запам'ятовують свою маму по смужках і тому не втрачаються. Виявляється, кожна зебра має свій малюнок смужок, який не повторюється. На дитинчат часто нападають гієни, і тоді лошат оточують тісному стіною дорослі зебри і захищають їх зубами і копитами. Тому хижаки воліють підстерігати одиночних тварин.
Людина винищував зебр з-за красивою шкури. Чисельність їх різко скоротилася. Деякі види зебр занесені в Червону книгу.
Зебра не одомашнивается, але в неволі живе і дає потомство. З метою збільшення і збереження чисельності цих тварин їх намагаються переселити в інші місця. Так, в заповіднику Асканія-Нова (Україна), де ковилові степи, зебри після переселення прижилися.