Ход работы 1. Рассмотрите внешний вид ветки (липы, тополя, бузины).
2. Сделайте поперечный разрез ветки, рассмотрите его с лупы. Найдите на
нём пробку, кору, древесину, сердцевину. Сделайте рисунок, подпишите его части.
3. На ветке найдите чечевички.
4. Рассмотрите спил древесного стебля. С лупы найдите на нём годичные
кольца, определите возраст дерева.
5. Изучите годичные кольца более внимательно. Одинаковы ли они по ширине? Как
вы думаете, почему?
6. Рассмотрите микропрепарат «Ветка липы поперечный срез» под увеличением
в 56-300 раз.
7. Найдите основные слои стебля, рассмотрите особенности их строения, вспомните,
какие функции они выполняют.
8. Сделайте рисунок, подпишите его.
9. Сделайте выводы об особенностях внешнего и внутреннего строения стебля и о
причинах возникновения годичных колец.
Искусственными экосистемами называют сообщества животных и растений, обитающих в условиях, которые создал для них человек. Их еще называют нообиогеоценозами или социоэкосистемами. Примеры: поле, пастбище, город, общество, космический корабль, зоосад, сад, искусственный пруд, водохранилище.Искусственные экосистемы — экосистемы, созданные человеком.
Простейшим примером такого рода может служить аквариумВ нем имеются растения, осуществляющие фотосинтез, рыбы или другие животные, микроорганизмы, перерабатывающие продукты жизнедеятельности животных. Но аквариум не является самостоятельной устойчивой системой, т. к. он нуждается в поступлении определенных веществ извне, например корма для рыб, и выведения части продуктов путем замены или фильтрации воды.
Искусственной экосистемой является также космический корабль, на борту которого создаются условия для существования человека.
Но наиболее важными искусственными экосистемами являются агроценозы.Определение
Агроценоз — искусственная экосистема, созданная человеком для получения сельскохозяйственной продукции.Они занимают в настоящее время около 10 % территории суши.
Агроценозы отличаются от природных биогеоценозов по ряду признаков.
Во-первых, по источникам энергии. Если природные экосистемы получают только энергию солнца, в агроценозах человек использует дополнительные источники энергии для внесения удобрений, рыхления почвы, борьбы с сорняками и т. п.
Во-вторых, в агроценозах сильно снижено видовое разнообразие организмов. Это является следствием искусственного отбора, проводимого человеком. С одной стороны, человек размножает высокоурожайные сорта определенных видов, с другой, постоянно борется с нежелательными видами, называемыми сорняками и вредителями.
Третье различие состоит в том, что в природном биогеоценозе происходит замкнутый круговорот веществ, а из агроценозов человек регулярно изымает часть вещества в виде сельскохозяйственной продукции. Это приводит к необходимости вносить удобрения для компенсации забранных веществ.
По этим причинам экологическая устойчивость агроценозов невелика. Они не к саморегуляции и самовозобновлению, подвержены угрозе гибели при массовом размножении вредителей или возбудителей болезней. Поэтому без участия человека агроценозы зерновых и овощных культур существуют не более года, многолетних трав — 3–4 года, плодовых культур — 20–30 лет. Затем они распадаются или отмирают. На их месте начинается сукцессия (смена биогеоценоза), приводящая к образованию устойчивого на данной территории биогеоценоза.