Ход работы
1. Рассмотрите гербарный экземпляр растения. Определите внешние признаки вегетативных органов растения.
2. Определите тип корневой системы (стержневая или моч¬коватая). О принадлежности к какому классу это может свиде¬тельствовать?
3. Рассмотрите стебель. Определите вид стебля (травянистый или деревянистый), характер его роста (прямостоячий, вьющийся, стелющийся и т. д.).
4. Определите особенности листьев: жилкование, характер листовой пластинки или сложный, цельный или изре¬занный), тип листорасположения.
5. Рассмотрите соцветие и определите, к какому типу оно от¬носится.
6. Зарисуйте растение, подпишите его название и укажите его основные признаки.
7. Рассмотрите влажный препарат цветка. При препа¬ровальных игл аккуратно разберите его на основные части. Опре¬делите количество чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков. Определите, какие из частей цветка являются сросшимися (если такие есть).
8. Зарисуйте строение цветка, укажите его основные части.
9. Составьте формулу цветка, запишите ее в тетрадь, по воз¬можности изобразите диаграмму цветка.
10. Рассмотрите строение плода, сравните его с плодами из коллекции и определите тип плода.
11. Зарисуйте и подпишите плод.
12. Обобщите полученные результаты и на основании их сделай¬те вывод о принадлежности растения к семейству крестоцветные и розоцветные.
Задания для учеников, интересующихся биологией.
1. Написать формулы цветков всех комнатных растений, ко¬торые цветут в данный момент дома. Попробовать изобразить диаграммы этих цветков.
2. Подготовить доклад об интересных растениях семейства крестоцветные, а также о растениях из этого семейства, которые человек употребляет в пищу.
Географическое положение Республики Тува на границе Южной Сибири и Центральной Азии, относительная изолированность от соседних территорий, пестрота климатических условий, контрастный рельеф и большой набор различных почв определило своеобразие растительности и животного мира. Здесь в соседстве живут обитатели тундры - белая куропатка, северный олень и представители знойных пустынь и сухих степей – двухгорбый верблюд, дзерен и дрофа. Соленые и пресные водоемы, равнинная и горная степи, светлые лиственные леса, темнохвойная тайга, высокогорные луга и тундры создают благоприятные условия существования самым разнообразным представителям животного мира.
В Республике обитают более 70 видов млекопитающих и свыше 240 видов птиц. Скромнее представлены пресмыкающиеся, земноводные, рыбы- 20 видов. Как и везде, многочислен класс насекомых.
Обитатели степных котловин при к условиям жизни на открытых пространствах. Типичными представителями равнинных степей являются лисица красная, хорь светлый, ондатра, волк. Многочисленны суслики, степные пищухи, тушканчики, полевки, ежи, мыши. Большинство из них - подземные обитатели.
В степях много птиц: перепела, грачи, вороны, сороки, галки ; в реках и озерах – кряква, чирки, шилохвость, красная утка, гуси, журавли, лебедь - кликун, кулики.
Птицы играют большую роль в природе. Они очищают леса, поля, сады,
огороды, от вредителей, уничтожают кровососущие насекомые, личинки кожного овода и клещей.
Животный мир лесов характеризуется богатством, разнообразием и осо-
бенностями обитания.
Дикие копытные животные республики дают высококачественное мясо, ценные лекарственные виды сырья и прочные шкуры.
В водоемах республики обитают около 20 видов промысловых рыб: таймень, ленок, хариус сибирский , щука , язь , окунь и др . Основная масса рыбы распространена в озерах и реках Тоджи и Тере-Холя ,в Каа-Хеме и его притоках . Значительные рыбные запасы имеют река Улуг-Хем и его притоки -Элегест, Шагаан-Арыг , Хемчик, озеро Чагытай, Кара-Холь, Хиндиктиг-Холь. Реки юга Тувы (Тес-Хем, Эрзин, Торгалыг) бедны рыбой, в них встречаются монгольский хариус, осман и губач.
Для обогащения фауны Тувы была проведена акклимативация пушных зверей: баргузинского соболя, ондатры, бобра, американской норки, енотовидной собаки, а также рыбы: пеляди, белого амура, байкальского омуля, зеркального карпа и др.
Богатство и разнообразие животного мира Тувы позволяют заготовлять значительное количество мяса диких копытных и добывать пушных зверей, производить богатые уловы рыбы.
2- Если в F1 получили растение с усами, а взяли усатых и без усов, следовательно наличие усов- доминантныйт признак В;
рецессивный признак-без усов в;
3. Схема скрещивания
Р ааВВ * ААвв
усы, белые ягоды без усов, красные ягоды
G аВ Ав
F1 АаВв
розовые ягоды, усы
Р2 АаВв * аавв
гибридное растение белые ягоды, без усов
G АВ; аВ; Ав; ав ав
F2 АаВв; ааВв; Аавв; аавв
1:1:1:1 четыре фенотипическик группы
Анализирующее скрещивание