Контрольная работа в 5 классе
Тема: «Жизнь организмов на планете Земля»
II вариант
Задание 1.
Выберите один правильный ответ.
1. Отдельной средой жизни НЕ является:
а) воднаяб) наземнаяв) почвенная
г) наземно-воздушнаяд) живой организм (организменная)
2. Углекислый газ:
а) вреден для живых организмовв) в природе не образуется
б) необходим для фотосинтезаг) имеет высокую концентрацию в горах
3. Наиболее насыщены жизнью:
а) тундровые почвыв) чернозёмы
б) почвы в горной местностиг) пустынные почвы
4. Организм, поселяющийся в теле другого организма и приносящий ему пользу, называется:
а) паразитомв) симбионтом
б) хозяиномг) гельминтом
5. Экологические факторы обычно делят на:
а) 2 группыв) 4 группы
б) 3 группыг) 5 групп
6. Особенно остро конкурируют между собой животные, которые:
а) имеют одинаковый размер
б) обитают совместно
в) нуждаются в одинаковых условиях обитания и сходной пище
г) охотятся в ночное время
7. Природное сообщество образуют:
а) все организмы, обитающие совместно
б) все организмы, обитающие совместно на участках земной поверхности
в) только растения и грибы
г) только животные
8. Производители органического вещества – это чаще всего:
а) грибыв) животные
б) растенияг) бактерии
9. Активно плавающие организмы обычно:
а) имеют крупные размерыв) не являются рыбами
б) имеют органы передвиженияг) являются растительноядными
10. Самым влажным материком планеты является:
а) Северная Америкав) Африка
б) Южная Америкаг) Австралия
Задание 2.
Составьте слово, которое содержит предложенные согласные буквы в указанном порядке.
Буквы с, т, п
Задание 3.
1. Соотнесите животных и материк, на котором они обитают.
ЖИВОТНЫЕМАТЕРИКИ
1) гориллаа) Евразия
2) индийский слонб) Африка
3) бизонв) Северная Америка
4) орангутанг) Южная Америка
5) снежная козад) Австралия
6) медведь Гризлие) Антарктида
7) кенгуру
8) жираф
9) ехидна
10) императорский пингвин
11) колибри
12) енот
2. Соотнесите факторы с экологической группой, к которой они относятся.
ФАКТОРЫГРУППЫ ФАКТОРОВ
1) влияние ленточных червейа) биотические
на развитие животного-хозяинаб) антропогенные
2) наличие ядохимикатов в реке
3) увеличение в атмосфере концентрации
углекислого газа вследствие деятельности
промышленного предприятия
4) наличие шума и вибрации от
механизмов
5) вырубка лесов
6) увеличение количества хищников
(для травоядных НУЖНА
Когда человек делает вдох, в его легкие поступает кислород, далее он распространяется по всему нашему организму. Но не сам — доставляет кислород специальное «такси». Его роль выполняет гемоглобин — сложный белок, содержащийся в эритроцитах крови. После доставки кислорода к тканям, «такси» забирает другого пассажира — углекислый газ — и «подвозит» его в легкие, откуда он выводится наружу с выдохом.
Итак, основная функция гемоглобина — обеспечение всего организма кислородом. Жизнь без этого белка попросту невозможна. Поэтому повышение или понижение гемоглобина в крови может быть опасно и связано с целой гаммой различных патологий. Впрочем, образ жизни тоже оказывает существенное влияние на концентрацию гемоглобина — об этом мы поговорим позже.
На самом деле гемоглобин имеет множество разновидностей. Физиологическими (нормальными) считают две основные формы: оксигемоглобин и карбогемоглобин. Первый — это «такси», доставляющее кислород, второй — «такси» для углекислого газа.
В однорічних видів усі бруньки розвиваються впродовж теплої пори року, у багаторічних рослин холодного чи помірного клімату з пазушних бруньок, що перезимували, навесні виростають нові бічні пагони. Сплячі бруньки - пазушні і додаткові бруньки, що після зимівлі не розвиваються, вони можуть перебувати у стані спокою декілька років і відновлюють ріст у разі ушкодження верхівкової бруньки.
Галуження - утворення на головному стеблі з вегетативних бруньок бічних пагонів, формується крона (сукупність усіх надземних пагонів дерева, що відходять від стовбура). У чагарників стебло починає галузитися біля самої поверхні ґрунту, утворюючи кілька бічних пагонів (у шипшини, смородини, аґрусу); у жита, пшениці бічні пагони виростають з найнижчих бруньок стебла чи навіть з підземної частини пагона (кущіння, чим краще кущаться злакові, тим більше утворюється бічних пагонів з колосками, а отже, ліпшим буде врожай).
Галуження визначає зовнішній вигляд рослини, воно дає змогу збільшує листкову поверхню для фотосинтезу, навіть в залежності від кліматичних умов це може відбуватися по-різному.
Знаючи закони галуження, людина штучно формує крони плодових та декоративних деревних рослин для досягнення найвищих урожаїв плодів чи задоволення своїх естетичних потреб (створюється завдяки зрізанню верхівкових бруньок, припиняючи ріст пагона у висоту і стимулюючи ріст бічних пагонів, таким чином можна виростити невисоке плодове дерево із щільною кроною, що полегшує збирання плодів).