Лабораторная работа № 15 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»
Цель: Закрепить умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составлять трофическую сеть, строить пирамиду биомасс.
Ход работы.
1.Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:
⦁ Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
⦁ Зная правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой (около10%), постройте пирамиду биомассы третьей пищевой цепи (задание 1). Биомасса растений составляет 40 тонн.
⦁ Вывод: что отражают правила экологических пирамид?
Задание 2.
Из предложенного списка живых организмов составить трофическую сеть: трава, ягодный кустарник, муха, синица, лягушка, уж, заяц, волк, бактерии гниения, комар, кузнечик. Укажите количество энергии, которое переходит с одного уровня на другой.
Задание 3.
1.Рассмотреть рисунок, представленный ниже. Номерами обозначены организмы, образующие пищевую цепь.
2. Распределите номера, которыми обозначены организмы:
1) в соответствии с принадлежностью организма к соответствующему трофическому уровню:
продуценты -
консументы –
редуценты –
2) в соответствии с биологической ролью организмов в сообществе:
жертва –
хищник –
3) составьте пищевые цепи, записав последовательно номера, которыми обозначены организмы:
1 -я пищевая цепь –
2-я пищевая цепь –
3-я пищевая цепь.
Задание № 4. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.
⦁ Клевер - кролик - волк
⦁ Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник
Вывод:
растительное опадают дождевой червь