ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2 ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕГО СТРОЕНИЯ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ, НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЕГО ПЕРЕДВИЖЕНИЕМ И РЕАКЦИЯМИ НА РАЗДРАЖЕНИЯ
Цель: Изучить особенности внешнего строения дождевого червя, наблюдая за его передвижением и реакцией на раздражения.
Материалы и оборудование: стеклянная банка с дождевым червем, пинцет, лист плотной бумаги, лупа.
Теоретические сведения
Дождевой червь имеет почти круглое в поперечном разрезе тело длиной до 30 см; насчитывают 100-180 сегментов, или члеников. В передней трети тела находится утолщение — поясок (его клетки функционируют в период полового размножения и откладки яиц). По бокам каждого сегмента развиты по две пары коротких упругих щетинок, которые животному при передвижении в почве. Щетинки направлены остриями назад и препятствуют обратному движению тела червя при его передвижении в земляных норках. Тело имеет красновато-коричневую окраску, светлее на плоской брюшной и темнее на выпуклой спинной стороне. Тело кольчецов разделено эпителиальными перегородками на камеры, заполненные полостной жидкостью. В каждой камере большинство внутренних органов повторяется. Камера с находящимися в ней органами называется сегментом. Значение сегментации тела кольчецов состоит в возможности выживания при частичном повреждении их тела. Этот принцип изолированных отсеков использовал человек при конструировании подводных лодок. Кожно-мускульный мешок дождевого червя состоит из наружного слоя эпителиальных клеток, выделяющих наружу эластичную кутикулу и слизь. Под эпителием залегает слой кольцевых, а под ним мощный слой продольных мышц. Кутикула и выделяемая слизь выполняют защитную функцию, мышечные слои позволяют животному червеобразно двигаться, попеременно изменяя длину и толщину своего тела.
Удлиненная форма тела и слизь, покрывающая кожу, облегчают передвижение в почве. Слизь также облегчает проникновение кислорода через кожу при дыхании. В коже есть осязательные и светочувствительные клетки, позволяющие чувствовать прикосновение и отличать свет от темноты.
Ход работы
I. Выполните задания.
1. Рассмотрите внешний вид дождевого червя. Найдите передний конец тела, на котором располагается ротовое отверстие, поясок, кольца-сегменты, задний конец тела с анальным отверстием.
hello_html_10baf909.jpg
2 . Определите отличие спинной и брюшной сторон червя. С лупы, рассмотрите расположение щетинок на теле червя. Подсчитайте, количество щетинок на одном членике.
3. Где находится утолщение – поясок? Какую роль он выполняет?
Подпишите рисунок
hello_html_7bdb2f8f.jpg
4.Понаблюдайте за движением червя по поверхности бумаги. Что вы наблюдаете? Найдите на рисунке кольцевые и продольные мышцы. Какую функцию они выполняют?
hello_html_m2e33717e.gif
5.Прикоснитесь к червю кончиком пинцета. Почему дождевой червь реагирует на действие раздражителя?
7. После работы поместите червя во влажную почву, а затем – в естественные условия.
II. Запишите общий вывод закончив предложение:
1.Тело дождевых червей состоит из
2.По бокам каждого сегмента имеются
2.Кожные железы выделяют
3.Движение дождевого червя обеспечивается
4.Где находится поясок
5.Какую роль он выполняет
6.Дождевой червь реагирует на прикосновение потому, что
ответ:Систематическое положение Кровеносная система
Тип простейшие Ничего нет
Тип кишечнополостные
Тип плоские черви
Тип круглые черви
Тип кольчатые черви Замкнутая, продольные кольцевые сосуды, «сердца»
Тип членистоногие Незамкнутая, сердце, кровеносные сосуды
Тип моллюски Незамкнутая, сердце, кровеносные сосуды
Тип позвоночные Замкнутая, сердце, один круг кровообращения, два крупных сосуда
Тип ланцетники Сердца нет, один круг кровообращения
Земноводные Замкнутая, 3-камерное сердце, два круга кровообращения
Пресмыкающиеся Замкнутая, 3-камерное сердце, два круга кровообращения, с неполной перегородкой в желудочке
Класс рыбы 2-камерное сердце, один круг кровообращения
Класс птицы 4-камерное сердце, два круга кровообращения
Класс млекопитающие 4-камерное сердце, два круга кровообращения
2. клетка состоит из: мембраны, цитоплазмы, ядра, митохондрии, лизосомы, рибосомы, вакуоль.
3. клетка растений имеет: целлюлозную оболочку, пластиды и вакуоль с клеточным соком
клетка бактерий не имеет этого и не имеет ядра, но имеет: ядерное вещество, жгутики, включения, клеточную стенку.
4. фауна - это исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.
5. компоненты биогеоценозов и пищевых цепей, опылители растений, участвуют в почвообразовании, уничтожают вредных насекомых, регулируют численность популяций.
6. простейшие - это организмы, тело которых состоит из 1 клетки, которой пресуще все основные функции живого.
7. пища и лекарства для животных; образуя грибокорень растениям всасывать воду; являясь компонентом лишайников, грибы создают среду обитания для водорослей.
8. меры предосторожности:
1) не собирать незнакомые грибы
2) перед употреблением, помыть
3) все собранные в природе грибы следует отварить
4) при отравлении немедленно обратиться к врачу.
9. у них два питания: сапрофиты и паразиты.
Сапрофиты питаются органическими веществами отмерших организмов или выделениями живых организмов.
Паразиты питаются органическими веществами живых организмов.
10. нужно изучать вирусы, так как они играют огромную роль в медицине, ведь большинство заболеваний связано с ними.
11. основные группы растений: водоросли, плауновидные, моховидные, папоротниковидные, хвощевидные, семенные (голосеменные и покрытосеменные)
12. у них есть различные ткани, так как каждая ткань выполняет свои определенные функции и отличается своим происхождением и местоположением.
13. где есть влага. Они в первую очередь заселяют - скалы, безжизненные места. Также они живут на деревьях, на земле.
14. автотрофы - это организмы, которые создавать органические вещества из неорганических. Что и делают растения.
15. для охоты - собак, для хозяйства - овец, коров, коз, лошадей. Для эстетического удовольствия - кошек, собак, хомяков, змей.