Лабораторная работа
«строение хвоща. строение папоротника»
цель. изучить особенности строения папоротников и хвощей. выявить черты сходства споровых растений.
оборудование. гербарии и изображения хвоща полевого и папоротника щитовника мужского (можно использовать комнатные растения отдела папоротниковидных).
ход работы.
1. рассмотрите предложенные объекты.
2. найдите вегетативные органы и спорангии. найдите корневище с отходящими от него корнями. какие это корни? какую корневую систему они образуют? рассмотрите лист папоротника. какой это лист?
3. на нижней поверхности листа папоротника найдите бурые бугорки (сорусы), в них располагаются спорангии.
4. рассмотрите внешнее строение весеннего побега хвоща полевого. найдите корневище и рассмотрите его. рассмотрите стебель, найдите на стебле пленчатые листья, прижатые к стеблю.
5. на верхушке найдите спороносный колосок (шишку) хвоща и рассмотрите его.
6. рассмотрите летний побег хвоща полевого. найдите корневище и рассмотрите его. рассмотрите стебель и мутовки листьев, расположенных на боковых побегах.
7. рассмотрите микропрепараты спорангиев папоротника и спороносных шишек хвоща. на каких побегах развиваются спороносные шишки у хвоща? на каких вегетативных органах развиваются спорангии у папоротника?
8. заполните таблицу. сравните хвощи и папоротники. что общего в строении папоротника и хвоща. почему их относят к одной группе растений – высших споровых. на основе каких признаков их поместили в различные отделы растений?
признаки для сравнения отдел
хвощ полевой щитовник мужской
наличие корней
наличие побегов
особенности строения листьев
особенности строения стебля размножения
место образования спор
1в
А1. 2
2.1
3.3
4.2
5.1
6.4
В1.Сердечная мышечная ткань состоит из мышечных клеток - кардиомиоцитов (сердечных миоцитов).
В2.Репродуктивная, половая
В3. Мочевой пузырь, матка и яичники
В4. У Эритроцитов исчезло ядро, чтобы они хватали больше кислорода и питательных веществ.
С1.Но если их ломаешь, 92% случаев, что они проткнут легкие, + там находится диафрагма, которая не могла бы двигаться свободно
С2.Перед тем как делится кол-во хромосом в материнской клетке удваивается. поэтому дочерняя и обладает полным набором хромосом. .
2. Фауна — (мир животных) исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.
3. 1-я группа: насекомые – шесть ног(самая многочисленная группа);
2-я группа: рыбы – тело покрыто чешуей;
3-я группа: птицы – тело покрыто перьями;
4-я группа: звери – тело покрыто шерстью.
4. В природе:
– животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений
– многие растения опыляются только животными
– животные наряду с бактериями принимают самое активное участие в образовании почвы
– дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым созданию перегноя
– зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех живых существ
– растения служат пищей растительноядным животным, а те в свою очередь хищным
– санитарное значение животных - уничтожение ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы
– многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха
4. В жизни человека:
– благодаря животным человек получает разнообразные продукты питания: сливочное масло, молоко, сыр, мед и множество других
– животные поставляют и сырье для промышленности: шерсть, пух, кожу, воск, из пчелиного яда изготавливают разнообразные лекарства
– паразитические виды животных человек использует для ограничения численности вредителей сельскохозяйственных растений