Лабораторная работа
«ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ СТРОЕНИЕ РЫБЫ»
ЦЕЛИ: 1) изучить внешнее строение рыбы, выявить черты при рыбы к жизни в воде и добывания пищи
2) изучить внутреннее строение рыбы, выявить черты при к жизни в воде, отметить признаки прогрессивной организации рыб
ОБОРУДОВАНИЕ: живая рыба в банке, мотыль, стеклянная палочка
ХОД РАБОТЫ:
1 часть. Изучение внешнего строения рыбы
Рассмотрите форму тела рыбы и окраску тела и объясните каково их значение в жизни рыбы.
На какие отделы можно разделить тело рыбы. Может ли рыба повернуть голову в левую или правую сторону. Какой вывод можно сделать из наблюдения?
Найдите парные и непарные плавники. Где они располагаются и каково их значение?
Понаблюдайте как плавает рыба, какой орган имеет наибольшее значение в ее передвижении. Посмотрите, какие плавники движутся, когда рыба стоит на месте, когда сплывает, когда погружается?
Рассмотрите строение чешуи и ее расположение на теле. Какое значение имеет чешуя в жизни рыбы?
Рассмотрите голову рыбы. Какие органы расположены на голове и каково их значение?
Рассмотрите при лупы чешуи, расположенные по средней линии вдоль боков тела. Найдите отверстие, ведущее в каналы органов боковой линии.
По результатам наблюдения заполните таблицу:
Признаки
Особенности строения
Значение
Зарисовать рыбу в тетради и сделать надписи.
Какие особенности внешнего строения рыб связаны с жизнью в воде и какие признаки при рыб связаны со добывания пищи?
Отметьте признаки прогрессивной организации рыб в сравнении с бесчерепными (ланцетник).
2 часть. Изучение внутреннего строения рыбы
Рассмотреть органы пищеварительной системы: пищевод, желудок, кишечник
Найти печень, определить ее месторасположение и величину.
Найти плавательный пузырь. Каково его значение в жизни рыбы?
Найти органы выделения – почки, расположенные под позвоночником. Какова их форма?
Выясните месторасположения сердца, его форму и величину. Найдите сосуды, отходящие от сердца.
Рассмотрите органы размножения рыбы. Как они выглядят и какие органы размножения (яичники или семенники) у данной рыбы?
Заполните таблицу:
Системы органов
Строение
Функции
8. Какие особенности внутреннего строения рыб связаны с жизнью в воде?
9. Отметьте признаки прогрессивной организации рыб в сравнении с бесчерепными (ланцетник
Недавно британские учёные обнаружили новое венерическое заболевание у шмелей и считают что это открытие переписать теорию возникновения человека молекул РНК одновременно служить как в качестве носителя информации, так и в качестве катализатора химических реакций, позволила выдвинуть гипотезу о том, что РНК была первым сложным полимером, появившимся в процессе добиологической эволюции. Эта гипотеза названа «гипотеза РНК-мира». Согласно ей, РНК на первых этапах эволюции автокатализировала синтез других молекул РНК, а затем и ДНК. На втором этапе эволюции синтезированные молекулы ДНК, как более стабильные, стали хранилищем генетической информации. Синтез белка на матрице РНК с пра-рибосом, полностью состоящих из РНК, расширил свойства добиологических систем, постепенно белок заменил РНК в структурных аспектах. Из этой гипотезы делается вывод, что многие РНК, принимающие участие в синтезе белка в современных клетках, в особенности рРНК и тРНК — это реликты РНК-мира.
1.Что такое природно-территориальный комплекс?а.Комплекс растительности, характерный для данного ландшафта
+б.Закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории
в.Территория в пределах одной природной зоны
г.Сочетание рельефа и растительности в определенном месте
2.Какой уровень в иерархии природных комплексов является «лишним»?
а. Локальный
+б. Местный
в. Региональный
г. Глобальный
3.Какие бывают ландшафты?
+а.Антропогенные
б. Рекреационные
в.Пейзажные
г. Наглядные
4.Какие животные преобладают в зоне арктических пустынь?
+а.Птицы
б. Копытные
в. Насекомые
г. Земноводные
5. Какая ягода не растет в тундре?
а.Морошка
б. Брусника
в. Клюква
+г. Ежевика
6.Определите традиционное занятие жителей тундры:
+а.оленеводство и охота
б. земледелие
в. садоводство и виноградарство
г.огородничество
7.Для каких целей народы Севера разводят собак?
+а.Для охоты и передвижения
б.Для употребления в пищу
в. Ради ценного теплого меха
г.Для охраны жилища
8.Какую почву предпочитает сосна?
+ Песчаную
Глинистую
Каменистую
Переувлажненную
9.Почему почвы пустынь сильно засолены?
Ветер приносит соль из котловин высохших соленых озер
+Вода с поверхности почв быстро испаряется, соль остается
Солелюбивые травы концентрируют в себе соль и, отмирая, обогащают ею почву
Соль осталась от времени, когда на месте степей было море
10.Какие животные преобладают в зоне степей?
Земноводные
Пресмыкающиеся
+ Грызуны
Копытные
11.Какая ягода не растет на нашей территории?
+1) морошка
2) шиповник
3) боярышник
4) малина
12.Что такое степь?
+1) равнина, поросшая травянистой растительностью
2) обширные пространства в субэкваториальном поясе, покрытые травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками
3) природная зона, характеризующаяся равнинной поверхностью, разреженностью или отсутствием флоры и специфической фауной
4) природная зона, характеризующаяся сочетанием лесных и степных участков
13.Определите, какая древесная порода является вторичной, произрастающей на месте сведенного леса?
1) дуб
2) каштан
3) бук
+4) осина
14.Почему в ельниках растительность нижних ярусов, как правило, отсутствует?
1) ели высасывают всю воду из почвы
+2) еловые кроны сомкнуты и не пропускают солнечного света
3) еловый опад заглушает любые проростки
4) растения нижнего яруса не выносят запаха еловой смолы
15.Какие формы рельефа благоприятны для произрастания деревьев в лесотундре?
+1) речные долины
2) междуречные поверхности
3) морские берега
4) речные обрывы
Объяснение:
знак плюс стоит значит ответ правильный