человек как объект познания рассмотрен современными научными дисциплинами под различными углами зрения, а потому предметно разорван на множество частей. эти части порой почти никак не стыкуются, и ученые представители многих отраслей знания смотрят на человека как бы глазами насекомого, где каждый зрительный элемент шлет в центральную нервную систему воспринимаемую часть целого. без интеграции получается хаос ярких точек. четко видны самые мелкие детали, но они оторваны друг от друга. мозговой центр создает из, обрывков или многих изображений обобщенный образ. подобно этому и несовременной науке появились мета отрасли, не столько анализирующие частности, сколько синтезирующие нечто цельное из разорванной картины мира.
в роли таких мета наук выступают современные экология человека и социальная экология, сохраняющие от биологической предшественницы лишь общий принцип: изучать нечто (одушевленное, в том числе человека, и неодушевленное, например, промышленное предприятие, но с включением живого) как центральный объект в основе большой, как правило, многоуровневой системы, называемой «средой». при общеземном подходе такой средой оказываются как внутренние части планеты, так и солнечная система, даже космос в целом.
в приложении к человеку, когда он выступает в качестве центрального объекта, экология рассматривает широчайший спектр среды его обитания, а как наука о системах, где прямые связи равноправны с обратными и центральный объект неотрывен от среды, она не может ограничиться лишь каким-то одним иерархическим уровнем организации человечества. с другой стороны, экология как -эволюционная наука исследует системы во времени. следовательно, для экологии человека и социальной экологии характерен динамичный подход в самом широком понимании этого термина с неминуемым оттенком антропоцентризма.
объединения людей — центральный предмет социальной экологии как науки. однако ее по преобразованию среды в интересах человека2 не означает игнорирования «интересов» самой среды. сохранение естественных систем природы (общества) обычно совпадает с целями человека, поскольку без адекватной своим среды он существовать не может. человек выступает лишь как подсистема, т. е. не независимо, а как часть интеграции. в связи с этим консервация и преобразование среды не могут находиться в альтернативном противоречии, наоборот, они часть единого диалектического целого, подобно наследственности и изменчивости. именно понимание динамичной целостности этих процессов лежит в основе экологического мышления.
среди многочисленных , и биологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного мира, одним из главных является освещение. световые лучи способны ускорять или замедлять процессы в клетках растений, стимулировать обменные процессы и регулировать процессы роста. так, энергия света способствует прохождению в растениях реакций синтеза органических веществ из углекислого газа (фотосинтез). длина световых волн (спектральный состав) и их интенсивность оказывают влияние на размеры и форму (морфологию) представителей флоры (фотоморфогенез). не меньшее значение для развития растений имеет также их биологическая реакция на продолжительность светового воздействия – фотопериодизм. потребность растений в освещении может сильно отличаться. в зависимости от особенностей их происхождения различают: растения длинного дня, растения короткого дня и нейтральные.
характерным отличием растений длинного дня является начало фазы цветения при условии увеличения продолжительности светового дня до 13 и более часов в сутки. если световой день более короткий и освещения недостаточно, они будут продолжать свой рост, интенсивно образуя зеленую массу, но не вступая в фазу цветения. как правило, в эту группу входят растения умеренных и северных широт.
из известных нам огородных культур к растениям длинного дня относятся: морковь, сельдерей, свекла, лук, редис, капуста, картофель, салат, шпинат, редька, петрушка, укроп, репа, пастернак, брюква и др.; из злаковых: пшеница, рожь, ячмень, овес. при коротком периоде освещения растения длинного дня не смогут образовать плоды, либо урожай будет ничтожным. эта особенность длиннодневных растений определяет и правильные сроки их сева. так, в случае позднего сева они меньший урожай и худшего качества, чем при раннем весеннем севе. интересно, что по завершении плодоношения растений их дальнейшее развитие практически не зависит от продолжительности дневного освещения.
баклажаны - растения короткого дня
растения короткого дня – это, как правило, обитатели южных широт. наиболее часто возделываемые огородные культуры, входящие в эту группу: фасоль, перец, баклажаны, помидоры, огурцы, тыква, дыня, кукуруза, кабачки, подсолнечник, базилик; из зерновых: просо, хлопчатник, суданская трава, могара, кунжут, соя и др.. для их цветения и плодоношения необходимым условием является продолжительность темного времени суток более 12 часов.
третья группа – нейтральные культуры (гречиха, цикламен, арбуз, спаржа, а также большинство сортов и гибридов культур, выращенных и адаптированных для средних широт). они развиваются, цветут и плодоносят без ярко выраженной зависимости от продолжительности дня и ночи.
чувствительность растений к соотношению дня и ночи может несколько меняться в зависимости от окружающей температуры, влажности, интенсивности и качества освещения, а также от минерального питания растений. реагировать на продолжительность освещения может как взрослое растение, так и его семена.
прорастание некоторых культур возможно только в темноте, другие требуют чередования света и темноты, либо только света. зная эту особенность растений, можно легко регулировать плодоношение длиннодневных или короткодневных культур и собирать несколько урожаев за летний период. достаточно лишь создавать им необходимые условия – затенение или дополнительное освещение.
выращивание растений длинного дня на досвечивании
освещение растений может быть как естественным (солнечный или лунный свет), так и искусственным (электрические лампы и различные излучатели). нельзя игнорировать также разное воздействие спектра световых лучей в зависимости от длины их волн. к наиболее важным относятся красная и сине-фиолетовая зоны спектра. именно они влияют на обмен веществ и процесс роста растений. короткодневные растения воспринимают синий свет как темноту и скорее переходят к цветению. так же реагируют длиннодневные растения на свет красного спектра. но сине-фиолетовый провоцирует у них замедление роста и торможение функций плодообразования.
самый нейтральный – свет зеленого спектра. он не вызывает ощутимых изменений в росте и развитии растений. инфра-красное излучение способствует получению быстрого урожая. а при его снижении вегетационный период затягивается, но показатель урожайности увеличивается.
воздействие света на развитие растений
чтобы успешно выращивать овощные и зерновые культуры, необходимо учитывать влияние на них как продолжительности освещения, так и качества света. этими факторами, можно регулировать процессы роста и уровень урожайности в целях повышения продуктивности культур.
человек как объект познания рассмотрен современными научными дисциплинами под различными углами зрения, а потому предметно разорван на множество частей. эти части порой почти никак не стыкуются, и ученые представители многих отраслей знания смотрят на человека как бы глазами насекомого, где каждый зрительный элемент шлет в центральную нервную систему воспринимаемую часть целого. без интеграции получается хаос ярких точек. четко видны самые мелкие детали, но они оторваны друг от друга. мозговой центр создает из, обрывков или многих изображений обобщенный образ. подобно этому и несовременной науке появились мета отрасли, не столько анализирующие частности, сколько синтезирующие нечто цельное из разорванной картины мира.
в роли таких мета наук выступают современные экология человека и социальная экология, сохраняющие от биологической предшественницы лишь общий принцип: изучать нечто (одушевленное, в том числе человека, и неодушевленное, например, промышленное предприятие, но с включением живого) как центральный объект в основе большой, как правило, многоуровневой системы, называемой «средой». при общеземном подходе такой средой оказываются как внутренние части планеты, так и солнечная система, даже космос в целом.
в приложении к человеку, когда он выступает в качестве центрального объекта, экология рассматривает широчайший спектр среды его обитания, а как наука о системах, где прямые связи равноправны с обратными и центральный объект неотрывен от среды, она не может ограничиться лишь каким-то одним иерархическим уровнем организации человечества. с другой стороны, экология как -эволюционная наука исследует системы во времени. следовательно, для экологии человека и социальной экологии характерен динамичный подход в самом широком понимании этого термина с неминуемым оттенком антропоцентризма.
объединения людей — центральный предмет социальной экологии как науки. однако ее по преобразованию среды в интересах человека2 не означает игнорирования «интересов» самой среды. сохранение естественных систем природы (общества) обычно совпадает с целями человека, поскольку без адекватной своим среды он существовать не может. человек выступает лишь как подсистема, т. е. не независимо, а как часть интеграции. в связи с этим консервация и преобразование среды не могут находиться в альтернативном противоречии, наоборот, они часть единого диалектического целого, подобно наследственности и изменчивости. именно понимание динамичной целостности этих процессов лежит в основе экологического мышления.
среди многочисленных , и биологических факторов, влияющих на рост и развитие растительного мира, одним из главных является освещение. световые лучи способны ускорять или замедлять процессы в клетках растений, стимулировать обменные процессы и регулировать процессы роста. так, энергия света способствует прохождению в растениях реакций синтеза органических веществ из углекислого газа (фотосинтез). длина световых волн (спектральный состав) и их интенсивность оказывают влияние на размеры и форму (морфологию) представителей флоры (фотоморфогенез). не меньшее значение для развития растений имеет также их биологическая реакция на продолжительность светового воздействия – фотопериодизм. потребность растений в освещении может сильно отличаться. в зависимости от особенностей их происхождения различают: растения длинного дня, растения короткого дня и нейтральные.
характерным отличием растений длинного дня является начало фазы цветения при условии увеличения продолжительности светового дня до 13 и более часов в сутки. если световой день более короткий и освещения недостаточно, они будут продолжать свой рост, интенсивно образуя зеленую массу, но не вступая в фазу цветения. как правило, в эту группу входят растения умеренных и северных широт.
из известных нам огородных культур к растениям длинного дня относятся: морковь, сельдерей, свекла, лук, редис, капуста, картофель, салат, шпинат, редька, петрушка, укроп, репа, пастернак, брюква и др.; из злаковых: пшеница, рожь, ячмень, овес. при коротком периоде освещения растения длинного дня не смогут образовать плоды, либо урожай будет ничтожным. эта особенность длиннодневных растений определяет и правильные сроки их сева. так, в случае позднего сева они меньший урожай и худшего качества, чем при раннем весеннем севе. интересно, что по завершении плодоношения растений их дальнейшее развитие практически не зависит от продолжительности дневного освещения.
баклажаны - растения короткого дня
растения короткого дня – это, как правило, обитатели южных широт. наиболее часто возделываемые огородные культуры, входящие в эту группу: фасоль, перец, баклажаны, помидоры, огурцы, тыква, дыня, кукуруза, кабачки, подсолнечник, базилик; из зерновых: просо, хлопчатник, суданская трава, могара, кунжут, соя и др.. для их цветения и плодоношения необходимым условием является продолжительность темного времени суток более 12 часов.
третья группа – нейтральные культуры (гречиха, цикламен, арбуз, спаржа, а также большинство сортов и гибридов культур, выращенных и адаптированных для средних широт). они развиваются, цветут и плодоносят без ярко выраженной зависимости от продолжительности дня и ночи.
чувствительность растений к соотношению дня и ночи может несколько меняться в зависимости от окружающей температуры, влажности, интенсивности и качества освещения, а также от минерального питания растений. реагировать на продолжительность освещения может как взрослое растение, так и его семена.
прорастание некоторых культур возможно только в темноте, другие требуют чередования света и темноты, либо только света. зная эту особенность растений, можно легко регулировать плодоношение длиннодневных или короткодневных культур и собирать несколько урожаев за летний период. достаточно лишь создавать им необходимые условия – затенение или дополнительное освещение.
выращивание растений длинного дня на досвечивании
освещение растений может быть как естественным (солнечный или лунный свет), так и искусственным (электрические лампы и различные излучатели). нельзя игнорировать также разное воздействие спектра световых лучей в зависимости от длины их волн. к наиболее важным относятся красная и сине-фиолетовая зоны спектра. именно они влияют на обмен веществ и процесс роста растений. короткодневные растения воспринимают синий свет как темноту и скорее переходят к цветению. так же реагируют длиннодневные растения на свет красного спектра. но сине-фиолетовый провоцирует у них замедление роста и торможение функций плодообразования.
самый нейтральный – свет зеленого спектра. он не вызывает ощутимых изменений в росте и развитии растений. инфра-красное излучение способствует получению быстрого урожая. а при его снижении вегетационный период затягивается, но показатель урожайности увеличивается.
воздействие света на развитие растений
чтобы успешно выращивать овощные и зерновые культуры, необходимо учитывать влияние на них как продолжительности освещения, так и качества света. этими факторами, можно регулировать процессы роста и уровень урожайности в целях повышения продуктивности культур.
автор: катажина арвентур