Корневище, или ризом — подземный побег с чешуевидными листьями низовой формации, почками и придаточными корнями. толстые, сильно разветвлённые ползучие корневища характерны для пырея, короткие и довольно мясистые — для купены, ириса, толстые — для кубышки, кувшинки. подземный столон — однолетний удлинённый тонкий подземный побег с недоразвитыми чешуевидными листьями. на утолщённых концах столонов растения могут накапливать запасные вещества, образуя клубни или луковицы (картофель, седмичник, адокса) . стеблевой клубень — видоизменённый побег с ярко выраженной запасающей функцией стебля, наличием чешуевидных листьев, которые быстро сшелушиваются, и почек, формирующихся в пазухах листьев и называемых глазками (картофель, топинамбур) . луковица — подземный (реже надземный) сильно специализированный побег, в котором запасные вещества откладываются в чешуях листовой природы, а стебель преобразован в донце. луковица — типичный орган вегетативного возобновления и размножения. луковицы свойственны однодольным растениям из семейства лилейные (лилия, тюльпан, лук) , амариллисовые (амариллис, нарцисс, гиацинт) и др. как исключение, они встречаются и у двудольных — у некоторых видов кислицы и жирянки. клубнелуковица — видоизменённый подземный побег с толстым стеблем, запасающим ассимилянты, придаточными корнями, отрастающими с нижней стороны клубнелуковицы, и сохраняющимися засохшими основаниями листьев (плёнчатые чешуи) , в совокупности составляющими защитный покров. клубнелуковицы имеют безвременник, гладиолус, иксия, шафран. колючка — сильно одревесневающий безлистный побег с острой верхушкой. колючки побегового происхождения выполняют главным образом защитную функцию. у дикой яблони, дикой груши, усик — жгутовидный ветвистый или неразветвлённый побег метамерного строения, в типичном случае лишённый листьев. стеблевые усики, как узкоспециализированный побег, выполняют опорную функцию.
1.)
едварительный просмотр:
Урок 4. Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток.
Цели:
1. Развивать представления о клеточном строении живых организмов, функциях органоидов клетки, различиях между животной и растительной клеткой.
развитию навыков учащихся в работе с микроскопом.
3. Содействовать развитию у школьников аккуратности, трудолюбия и бережного отношения к приборам и оборудованию.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор, ЦОР, микроскопы с микропрепаратами растительных и животных клеток.
План изучения темы:
Основные части клетки. Строение и функции органоидов.
Правила работы с микроскопом.
Строение клетки растений и животных (лабораторная работа).
Сравнение растительной и животной клеток.
Ход урока:
I. Повторение изученного по теме «Клетка – элементарная единица живого».
Работа с рисунком, на котором под цифрами изображены различные органоиды и части клетки.
Какие части и органоиды клетки изображены на рисунке?
Какая клетка изображена на рисунке? Почему вы так думаете?
Проверка заполнения таблицы «Органоиды цитоплазмы»:
№
Названия органоидов
Строение
Функции
В каких клетках содержатся
По функции, которую называют ребята, ученик у доски должен отгадать, какому органоиду она принадлежит, и показать его на рисунке.
Если сравнить клетку с заводом, то каким органоидам и частям клетки можно присвоить следующие названия:
энергетическая станция (митохондрия),
склад готовой продукции (аппарат Гольджи),
цех переработки отходов (лизосома),
сборочный контейнер (рибосома),
информационный центр (ядро),
фотохимическая лаборатория (хлоропласт),
транспортная магистраль (ЭПС).
Работа с рисунками растительных и животных клеток.