Неаллельные гены, образующие группу сцепления, наследуются…

irkaShpagina
22.09.2019 13:50

сцепленное наследование.  г. мендель опубликовал результаты своих исследований в 1865 г., однако тогда его открытия остались незамеченными. только в 1900 г. к-корренс (германия), г. де фриз (голландия) и э. чер мак (австрия) независимо друг от друга обнаружили у разных видов растений те же закономерности наследования признаков, что и г. мендель. генетик у. бэтсон подтвердил законы менделя на животных. переоткрытие законов менделя вызвало глубокий интерес к изучению закономерностей наследования признаков и способствовало быстрому развитию генетики.

в 1902 г. цитолог и эмбриолог т. б о в е р и представил доказательства участия хромосом в процессах передачи наследственной информации. он показал, например, что нормальное развитие  морского ежа  возможно лишь при наличии всех хромосом. подобную связь заметил в 1903 г. и американский цитологу. с эттон. так получили обоснование предположения менделя

о наследственных факторах, о наличии одинарного набора этих факторов в гаметах и двойного — в зиготах. в 1909 г. датский биолог в. иогансен ввел понятие s.ген: /.

в 1910 г. американский генетик т. морган экспериментально доказал, что гены расположены в хромосомах. многочисленные исследования моргана и его учеников к целому ряду важнейших открытий, которые легли в основу  хромосомной теории наследственности.  одно из ее положений можно сформулировать следующим образом:   гены расположены в хромосомах в линейном порядке и занимают определенные участки — локусы, причем аллельные гены находятся в одинаковых локусах гомологичных хромосом.

закон независимого наследования (третий закон менделя) справедлив в том случае, если неаллельные гены находятся в разных парах хромосом. однако количество генов у живых организмов значительно больше числа хромосом. например, у  человека  около 25 тыс. генов, а количество хромосом —

23 пары (2п =  46); у плодовой мушки  дрозофилы  приблизительно 14 тыс. генов и всего 4 пары хромосом (2п =  8). следовательно, каждая хромосома содержит множество генов. будут ли гены, локализованные в одной хромосоме, наследоваться независимо? очевидно, что нет.

гены, расположенные в одной хромосоме, образуют группу сцепления и наследуются вместе.  совместное наследование генов т. морган предложил называть  сцепленным наследованием  (в отличие от независимого). каждая пара гомологичных хромосом содержит гены, контролирующие одни и те же признаки, поэтому  количество групп сцепления равно числу пар хромосом.  например, у человека 23 группы сцепления, а у дрозофилы — 4.