Прочитайте описание степи и пустыни. Сделайте вывод о связи условий обитания и обитателях природных зон. Степь – как море! Ранней весной это море разноцветное: зелёное, жёлтое, красное, голубое, а как загустеют белые ковыли – станет степь серебристой. И потекут по серебристой равнине волны степного ветра и тёмные тени светлых облаков.
Заманчиво пройти по степи. Не тот, кто туда отправиться. Днём и ночью происходят в степи необычные события. От весны до весны встречаются здесь удивительные животные. Зайчики, которые живут под землёй. Маленькие лисички, ростом с кошку, и огромные птицы, ростом с овцу. Домоседы-байбаки, всю жизнь сидящие в своей норе или находящиеся рядом с ней, непоседливые сайгаки, всю жизнь переходящие с места на место.
Что важнее в степи - ноги, нора или глаза? Спорят об этом звери. Для дрофы – глаза. Вовремя увиденный враг – уже половина врага. Увидела и улетела.
Для зайца-русака – ноги: до трёх сосчитать не успеешь, а его уже след простыл; но только плохо, что оставляют они следы.
Для суслика лучше всего день-деньской в норе сидеть. А если и бывает на поверхности, то так, чуть что и чтобы дома.
А для зубастой лисички-корсака нос в степи главней всего. Его только по ветру держи, а он уже приведёт, куда надо.
Пустыня – это жёлтое и голубое. Жёлтое – пески под ногами, вокруг, сколько видит глаз, и ещё дальше до горизонта. Голубое – небо, оно в пустыне такое же неоглядное, как и пески.
Всё в пустыне непривычно и непонятно. Гряды золотистых песков – барханов. Белые болота, засыпанные солью – солончаки. Рощицы кривых полузасохших деревьев саксаульников. И такыры – глинистые лысины, гладкие и крепкие как асфальт.
Ручьи и озёра там без воды – летом вода пересыхает. Деревья без тени – на них нет листьев. Ветры не освежают – они горячие, как огонь. Дожди высыхают, не успев долететь до земли, даже хорошей погодой в пустыне называют не сухую и солнечную, а пасмурную и сырую! Только весной да осенью можно увидеть в пустыне зелёную травку.
Камни в пустыне почернели от солнца, глина потрескалась от жары. Кусты похожи на мотки колючей проволоки. Пусто в пустыне. Но это только на первый взгляд. В пустыне много обитателей: птиц, зверей, ящериц и жуков, с которыми происходят удивительные события.
По различным экспертным оценкам, в Самарской области произрастает от 1500 до 1800 видов сосудистых растений. Двести двадцать шесть растений Самарской области имеют особое научное значение. К их числу относятся такие растения, как астрагал Цингера, венерин башмачок настоящий, касатик карликовый, ковыль красивейший, ковыль перистый, копеечник крупноцветковый, молочай жигулевский, полынь солянковидная, пыльцеголовник красный, рябчик русский, тонконог жестколистный, чина Литвинова и шаровица крапчатая, которые включены в Красную книгу Российской Федерации и Самарской области.
В последние годы отмечается активная синатропизация (при организмов к обитанию вблизи человека) флоры Самарской области, вызываемая рядом факторов антропогенного воздействия, среди которых на первом месте стоит интенсивная рекреация. С одной стороны, потоки отдыхающих, концентрирующихся в районе водоемов, лесных массивов, других привлекательных в эстетическом отношении местах вытаптывают растительный покров, вырывают на букеты растения, вырубают деревья и кустарники для кострищ, по их причине возникают лесные пожары и палы. Хорошо развитая сеть шоссейных и железных дорог, речные порты и пристани также являются угрозой для сохранения самобытности флоры области. С другой стороны, из-за возрастающих потоков грузоперевозок в область внедряются адвентивные растения, многие из которых являются карантинными сорняками, мощными аллергенами или ведут себя агрессивно по отношению к аборигенным видам. Третья группа причин, приводящая к деградации естественного растительного мира нашей области, обеднению и антропогенной трансформации флоры, включает в себя несанкционированный сбор лекарственных, пищевых, технических дикорастущих растений, выкопку декоративных растений из природных сообществ с их последующей пересадкой на индивидуальные участки.
Пример:Редис, турнепс, свекла, репа, брюква и другие растения запасают питательные вещества в корнеплодах.
Корневые клубниКорневые клубни появляются, если питательные вещества накапливаются вбоковых и придаточных корнях.Пример:Корневые клубни имеются у георгина, чистяка.
2.Корни-прицепки, которые развиваются из придаточных корней и растениям прикрепляться к различным поверхностям — стволам деревьев, фасадам зданий.
Пример:Плющ балтийский ловко взбирается по сосновым стволам при корней-прицепок.
3. Дыхательные корни
В местах со стоячей водой или в местах, которые часто затапливаются, проблематично обеспечение корневой системы кислородом, так как кислород растворяется в воде в ограниченном количестве.
Пример:Дыхательные корни образуются у ивы ломкой или у некоторых других растений, если они поселяются на топких берегах рек.
4. Воздушные корни
У растений, живущих на стволах и ветвях деревьев влажных тропических лесов (орхидей, бромелий), образуются воздушные корни, свободно свисающие вниз. Такие корни поглощают дождевую воду и растениям жить в этих своеобразных условиях. Воздушные корни могут расти и в почве, выполняя функции обычных корней.
Пример:Орхидея
5. Корни-подпорки
У некоторых тропических деревьев (например, у баньяна) на стволах и крупных ветвях образуются придаточные корни, дорастающие до земли и служащие подпорками
Досковидные корни-подпорки образуются как у растущих в тропических лесах деревьев, например, у хлопкового дерева, так и у деревьев, растущих в умеренных широтах, например, у вяза обыкновенного.