Прочитайте текст. Выполните задания к нему.
(1) Удивительный июльский день. (2) Один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго. (3) С самого раннего утра небо ясно. (4) Утренняя заря не пылает пожаром: она разливается мягким румянцем. (5) Солнце не огнистое, не раскалённое жаром, как во время знойной засухи, но светлое и приветно лучезарное, мирно поднимается над узкой и и длинной полосой тумана. (6) Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. (7) Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, они почти не трогаются с места. (8) К вечеру эти облака исчезают. (9) Последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца. (10) На месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сияние зари стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем первая вечерняя звезда.(11)Такие дни всегда памятны. (12) Они надолго остаются в душе, как остается в ней всё то прекрасное, что дарит человеку летняя природа.
( По И. С. Тургеневу)
11. На какие размышления наводит автора текста увиденная картина?
1) Под покровом обыкновенных явлений скрыта необыкновенная красота природы.
2) Человек, впервые увидевший русский пейзаж, испытывает необычайное явление.
3) Неброская красота природы остается для многих людей непостижимой загадкой.
4) Оказываясь на природе, человек открывает в себе новые творческие силы.
12. Укажите неверное суждение о художественных особенностях данного текста.
1) Эпитеты позволяют автору текста не только изобразить природу, но и передать настроение.
2) Ряды однородных членов автору передать сложные и многообразные впечатления от увиденного.
3) Противопоставления («… не пылает пожаром: она разливается…», «Солнце не огнистое, не раскаленное жаром, как во время знойной засухи, но светлое и приветно лучезарное») позволяют точнее передать увиденное.
4) В тексте мало глаголов и глагольных форм, так как автор пытается показать застывшую картину.
13. Какое утверждение противоречит содержанию текста?
1) Автор выражает восхищение июльским днем.
2) Утренняя заря в июльский день напоминает автору пылающий пожар.
3) И. С. Тургенев сравнивает появляющиеся на небе около полудня облака с островами.
4) Летняя природа дарит человеку много прекрасного.
14. Какая особенность облаков навеяла автору воспоминание о том, как выглядят острова на реке (предл. 7)?
1) небольшой размер
2) нежные белые края
3) неподвижность
4) их большое количество
15. Из предложения 1 выпишите эпитет
ответ:
16. В предложениях 2-4 найдите слово, имеющее следующее значение: «состояние атмосферы в данное время, в данном месте». Выпишите это слово.
ответ:
17. В предложении 5 найдите слово, в котором происходит оглушение согласного звука. Выпишите это слово.
ответ:
18. В предложении 11-12 найдите слово, имеющее следующий морфемный состав: приставка-корень-суффикс. Выпишите это слово.
ответ:
19. Из предложений 8-9 выпишите все предлоги.
ответ:
20. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.
ответ:
21. В предложении 10 найдите слово, выбор написания которого определяется правилом о написании корней с чередованием гласных. Выпишите это слово.
ответ:
22. В приведенных ниже предложениях, пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, которые обозначают запятые, выделяющие обособленное (-ые) определение (-я), выраженное (-ые) причастным оборотом.
Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, (1) золотисто-серых, (2) с нежными белыми краями. Подобно островам, (3) разбросанным по бесконечно разлившейся реке, (4) обтекающей их прозрачными полосами ровной синевы, (5) они почти не трогаются с места. К вечеру эти облака исчезают. Последние из них, (6) черноватые и неопределенные, (7) как дым, (8) ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца.
ответ:
2) химические элементы
3) клевер —> шмели —> мыши —> ястреб
4) вся совокупность живых организмов в биосфере
5) биокосное - это вещество, которое создаётся одновременно живыми организмами и косными процессами
косное - это вещество в образовании которого жизнь не участвует
биогенное - вещество, представляющее собой остатки отмерших организмов и продукты жизнедеятельности и линьки живых организмов
6)Трофический уровень (исправил) — это совокупность организмов, занимающих определенное положение в общей цепи питания.
7) Акация-Саранча-Богомол-Змея-Ястреб
8) Дикий северный олень - Волк
9) значительные потери энергии
10) конкуренция,паразитизм,хищничество
11) если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями
12) травянистые растения → берёза → сосна → ель
13) голые скалы,заселение лишайником,зарастание мхами,образование тонкого слоя почвы, формирование травянистого сообщества