, решить задачу по биологии Ген группы крови человека имеет три аллеля i0, Ia, и Ib кодоминантны (в гетерозиготе проявляются оба), и они оба доминантны по отношению к аллелю io. Резус фактор наследуется независимо от группы крови, положительный резус R доминирует над отрицательным r. Женщина со ll группой крови и положительным резусом (у неё в роду ни у кого не было отрицательного резуса) вышла замуж за мужчину с lll группой крови и отрицательным резусом. у них родились двое сыновей, с l и ll группами крови. Составьте схему решентя задачи. Определите генотипы родителей и детей. Какой резус фактор был у сыновей?Дети с какими ещё генотипами и фенотипами могли бы родиться в этой семье?
Имея листья, стебель и корни, папоротники похожи на цветковые растения, но у них отсутствуют цветы. Из стебля корня, растущего стелясь под землёй, на длинных черешках вырастают тёмно-зелёные листья. Листья папоротника считаются самой видной частью растения. В листьях имеются зёрна хлорофилла, поэтому, как и цветковые растения, папоротник производит органические вещества. Эти вещества являются питанием для самого папоротника, излишки экономятся и запасаются в корневище. У некоторых папоротников корневища ядовитые, из них готовятся препараты против вредных насекомых.
В Кыргызстане тоже растут папоротники. Один из них — папоротник обыкновенный (рис. 133), растущий во влажных, затенённых хвойных лесах. Его корневище зарывается в землю, на поверхности видна лишь небольшая верхняя часть. У папоротника есть 5-7 продолговатых, длиной до 80 см, листьев в форме крыльев. Молодые листья, завернутые улиткой, растут от верхушки корневища. Они развиваются очень медленно и на поверхности земли появляются только через три года. Если посмотреть на нижнюю поверхность созревших листьев, можно увидеть комочки бурого цвета, они называются сорусами. В сорусах находятся мешочки, наполненные спорами, — спорангии. Сорусы сверху закрыты бурой крышкой.
В каждом спорангии есть 64 споры. При созревании споры с силой рассеиваются наружу. Некоторые споры выбрасываются на расстояние до одного метра. Попадая на влажную почву, спора развивается, превращаясь в пластинку в форме сердечка. Ширина её всего лишь 5-10 мм. Этот росток зелёного цвета, клетки его содержат хлорофилл к фотосинтезу, поэтому может жить самостоятельно. От нижнего конца ростка вырастает множество ризоидов, которые прикрепляют его на почве.
Хвощи. Хвощи — многолетние растения, стебель которых состоит из узлов и междоузлий (рис. 135). Распространены на всей Земле, кроме Австралии и Новой Зеландии. Хвощи небольшие, достигают в высоту 80-100 см. Но один из видов хвощей, растущий в тропиках Южной Америки, имеет длинный стебель, который растёт, цепляясь за другие растения, и достигает в длину 10-12 метров. А в Мексике хвощ может вырастать до двух метров.
На Земле встречаются 32 вида хвощей, в Кыргызстане есть пять их видов. Они растут на равнинах, в лесах, среди кустарников, в поймах рек и свидетельствуют о почве с повышенной кислотностью (прежде чем обрабатывать такую почву, кислотность необходимо нейтрализовать). На наших пахотных угодьях как сорняк распространён полевой хвощ. Всегда можно отличить весенние и летние побеги этого растения. Весенние побеги вырастают из перезимовавшего корневища, имеют бурый окрас и не имеют листьев. После распыления спор из этого же корневища вырастает небольшой ветвистый зелёный побег. Этот летний побег растёт до осени. Размножается подобно папоротникам.
Хвощ используется в быту. Из его твёрдых стеблей делают мочалки для чистки посуды. В корневищах некоторых видов накапливается крахмал, который можно использовать в пищу. Большинство хвощей считается сорным растением на полях, что свидетельствует о чрезмерном окислении почвы. Поэтому на полях, где растут хвощи, необходимо рассыпать известь. Плауны. На Земле встречаются 400 видов плаунов. Большинство их обитает в тропиках (рис. 135 а). Некоторые растут в хвойных и сосновых лесах. Ветвистые и гибкие стебли плаунов могут достигать 1-1,5 метра длины. Концы стеблей раздвоены ветками, стебли растут, стелясь по земле. Стебли густо обрастают мелкими листьями. На вертикально растущих летом побегах плаунов образуются колоски, в них созревают мелкие споры.
В связи с тем, что некоторые виды папоротников и плаунов встречаются крайне редко, они взяты под охрану, а некоторые их виды занесены в Красную книгу.
Сделайте рисунок папоротника, плауна. Опишите весенние и летние побеги хвоща. Сделав гербарий, подпишите этикетки.
Что мы узнали из главы о растениях?
Мы узнали, что на первых ступенях этапа эволюции и развития растений стоят низшие растения, выше них по развитию стоят высшие растения. Также мы узнали, что высшие растения делятся на спорообразующие и семенные. К спорообразующим высшим растениям относятся моховидные, папоротники и хвощи, плауны; споровые высшие растения росли в каменном веке и ли образованию залежей угля, которые имеют практическое значение в народном хозяйстве.
У членистоногих, хорошо при к жизни на суше, панцирь бывает нередко тоньше, чем у обитающих в воде, но зато на его поверхности откладывается очень тонкий слой воскоподобных и жироподобных веществ, не пропускающих пары воды. Этот слой защищает организм от высыхания и препятствует испарению. Поэтому у всех членистоногих, живущих открыто на поверхности суши, есть специальные органы дыхания. Те членистоногие, у которых специальных органов дыхания нет, которые дышат всей поверхностью кожи, вынуждены обитать во влажных укрытиях — в почве, в лесной подстилке ит. д. , только иногда по ночам и после сильных дождей показываясь на поверхности.
У наземных членистоногих развиваются особые дыхательные органы — либо «легкие» , представляющие глубокие мешковидные впячивания со складчатыми стенками, открывающиеся наружу лишь небольшими отверстиями (у пауков, у скорпионов) , либо (у большинства наземных членистоногих) трахеи. Трахеи представляют собой тонкие, обычно обильно ветвящиеся трубочки, открывающиеся наружу маленьким входным отверстием («дыхальцем» ) на поверхности тела. Ветви этих трубочек омываются полостной жидкостью, а самые мелкие ответвления доходят до отдельных клеток. Из тонких трубочек трахей вода через дыхальца испаряется очень медленно, и потери ее незначительны, а кислород по ним проникает быстро и легко.
Выведение растворенных вредных продуктов разрушения белков у водных членистоногих происходит непосредственно во внешнюю среду через отверстия выделительных органов, открывающиеся у основания конечностей головного или грудного отдела. А у всех членистоногих, наилучшим образом при к жизни на суше, — у пауков, многоножек, насекомых — выделительные трубочки («мальпигиевы сосуды» ) открываются в начале задней кишки. По мере прохождения по ней непереваренных остатков пищи и продуктов выделения и из тех и из других стенки задней кишки всасывают воду, столь труднодоступную для жителей суши, а экскременты и продукты обмена выводятся из кишечника в обезвоженном состоянии.
При к жизни на суше членистоногие выработали запасать много жира в особых образованиях — в жировом теле.
При переходе к жизни в воздушной среде большую роль в завоевании членистоногими суши сыграло при к питанию высшими растениями, в связи с чем изменилось строение их ротовых органов и кишечника ( некоторые питаются разлагающимися тканями растений, а многие - хищники или паразиты, но для всех пища является не только источником питательных в-в, но и резервуаром влаги.
Рост у членистоногих — не непрерывный процесс, а ступенчатый, размеры тела увеличиваются скачкообразно и связан с периодом линьки. У многих членистоногих во время линьки происходит и большее или меньшее изменение строения тела. В таком случае развитие сопровождается метаморфозом.
Образ жизни членистоногих довольно разнообразен и сопряжен со сложным поведением, что связано с высоким развитием органов чувств и центральной нервной системы. Кроме непосредственных стандартных ответов на раздражения (безусловных рефлексов) , для членистоногих очень характерны и сложные цепи наследственно закрепленных рефлекторных действий (инстинкты) , а у высших ракообразных, пауков, высших насекомых прослеживаются и индивидуальные навыки; у них можно выработать и условные рефлексы. Мало того, например, пчелы могут передавать друг другу приобретенные навыки, обмениваться информацией.