Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).
Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Этапы эволюции человека
При всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.
Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.
В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.
Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются ещё в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооружённые зубами. Позвоночник состоит из пяти отделов — шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть — семь позвонков), крестцового (четыре сросшихся позвонка) и хвостового (разное число позвонков у разных млекопитающих). Позвонки массивные, с уплощёнными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленяются рёбра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Коракоиды (вороньи кости) у большинства зверей отсутствуют. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, отсутствуют и ключицы. Пояс задних конечностей состоит из двух крупных костей, которые на брюшной стороне тела срастаются друг с другом, а на спинной стороне — с крестцом.
2.
Нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных, но имеет более сложное строение, чем у рептилий. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток — так называемой корой. У млекопитающих со сравнительно поведением (кролики, мыши) кора полушарий гладкая. У хищных млеко питающих и приматов, отличающихся сложным поведением, кора полушарий имеет многочисленные извилины и борозды, увеличивающие их поверхность. Крупные полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. От головного и спинного мозга отходят многочисленные нервы.
3.
(сорри)
4.
Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном, прогрессивном развитии по сравнению с пресмыкающимися.
52 ПАРАГРАФ
1.х.
Зародыш развивается в матке.
2.
Другой пример — млекопитающие, которые рождают и кормят своих отпрысков молоком, пока те не окрепнут. Родительский уход часто ставит жизнь родителей под угрозу, но они продолжают инвестировать свои ресурсы, чтобы увеличить шансы на выживание собственных генов. Продолжительность такой опеки разнообразна и зависят от многих факторов, но зачастую чем дольше уход — тем больше шансов, что потомок достигнет зрелости. Стоит отметить, что часто продолжительная забота о первом потомстве уменьшает шансы появления второго потомства. В таких случаях роль эволюции — максимизировать репродуктивность.
3.
Образ жизни и поведение зверей меняются по сезонам. Осенью и весной звери линяют. Некоторые проводят зиму в укрытиях в спячке, другие делают запасы кормов на зиму. Немногие совершают миграции. Некоторые — суслики, сурки, ежи, летучие мыши — впадают в спячку. У них снижается температура, тела уменьшается число дыхательных движений и сердечных сокращений. У медведей енотовидных собак, барсуков зимний сон неглубокий, температура тела и частота дыхательных движений меняются мало. В малоснежные тёплые зимы такие звери могут не впадать в зимний сон.
4.Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта о восстановлении численности млекопитающих.
Численность многих мелких и средних млекопитающих существенно меняется по годам: вслед за годами, когда число животных велико, следуют годы, когда животных мало. У крупных животных таких скачков численности не наблюдается. Это связано с тем, что численность мелких видов сильно зависит от влияния экологических факторов — обилия кормов, наличия укрытий. У мелких животных чаще происходит массовая гибель от инфекционных заболеваний, но они и быстрее размножаются. Умение прогнозировать массовое размножение грызунов, вредящих сельскохозяйственным растениям, важно для эффективной борьбы с ними.
5.Занесите сведения о млекопитающих в таблицу, составленную при изучении систем органов животных.
Занесите сведения о млекопитающих в таблицу, составленную при изучении систем органов животных
Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).
Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
Этапы эволюции человекаПри всем разнообразии точек зрения на антропогенез подавляющее большинство ученых придерживается эволюционной теории, которая подтверждается рядом археологических и биологических данных. Рассмотрим этапы эволюции человека с этой точки зрения.
Австралопитек (Australopithecus) считается наиболее близким к предковой форме человека; он жил на территории Африки 4,2-1 млн лет назад. Тело австралопитека покрывал густой волосяной покров, и по внешнему виду он был ближе к обезьяне, чем к человеку. Однако он уже ходил на двух ногах и пользовался разными предметами как орудиями, чему отстоящий большой палец кисти. Объем его мозга (по отношению к объему тела) был меньше человеческого, но больше, чем у современных человекообразных обезьян.
Человек умелый (Homo habilis) считается самым первым представителем человеческого рода; он жил 2,4-1,5 млн лет назад в Африке и назван так из-за умения изготовлять простейшие каменные орудия. Его мозг на треть превосходил мозг австралопитека, а биологические особенности мозга свидетельствуют о возможных зачатках речи. В остальном человек умелый более походил на австралопитека, чем на современного человека.
Человек прямоходящий (Homo erectus) расселился 1,8 млн — 300 тыс. лет назад по Африке, Европе и Азии. Он делал сложные орудия и уже умел использовать огонь. Его мозг по объему близок к мозгу современного человека, что позволяло ему организовывать коллективную деятельность (охоту на крупных животных) и использовать речь.
В период от 500 до 200 тыс. лет назад происходил переход от человека прямоходящего к разумному человеку (Homo sapiens). Довольно трудно обнаружить границу, когда один вид сменяет другой, поэтому представителей этого переходного периода иногда именуют древнейшим человеком разумным.
Неандерталец (Homo neanderthalensis) жил 230-30 тыс. лет назад. Объем мозга неандертальца соответствовал современному (и даже немного превосходил его). Раскопки также свидетельствуют о достаточно развитой культуре, включавшей ритуалы, зачатки искусства и морали (забота о соплеменниках). Ранее считалось, что неандерталец — прямой предок современного человека, но сейчас ученые склоняются к версии, что он — тупиковая, «слепая» ветвь эволюции.
Человек разумный новый (Homo sapiens sapiens), т.е. человек современного типа, появился около 130 тыс. (возможно, больше) лет назад. Ископаемых «новых людей» по месту первой находки (Кро-Маньон во Франции) назвали кроманьонцами. Кроманьонцы внешне мало отличались от современного человека. После них остались многочисленные артефакты, которые позволяют судить о высоком развитии их культуры — пещерная живопись, миниатюрная скульптура, гравировки, украшения и т.д. Человек разумный благодаря своим тыс. лет назад заселил всю Землю. В ходе совершенствования орудий труда и накопления жизненного опыта человек перешел к производящему хозяйству. В период неолита возникли крупные поселения, и человечество во многих районах планеты вступило в эпоху цивилизаций.
1.
Скелет млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других наземных позвоночных животных: черепа, позвоночника, скелетов туловища, поясов и свободных конечностей. Кости млекопитающих прочные, многие срастаются вместе. Череп крупный, состоит из меньшего, чем у рептилий, числа костей, так как многие срастаются ещё в эмбриональном периоде. Челюсти сильные, вооружённые зубами. Позвоночник состоит из пяти отделов — шейного (семь позвонков), грудного (двенадцать позвонков), поясничного (шесть — семь позвонков), крестцового (четыре сросшихся позвонка) и хвостового (разное число позвонков у разных млекопитающих). Позвонки массивные, с уплощёнными поверхностями тел. К позвонкам грудного отдела причленяются рёбра, часть их соединяется с грудиной, образуя грудную клетку. Пояс передних конечностей состоит из парных ключиц и парных лопаток. Коракоиды (вороньи кости) у большинства зверей отсутствуют. У лошадей и собак, у которых ноги движутся только вдоль продольной оси тела, отсутствуют и ключицы. Пояс задних конечностей состоит из двух крупных костей, которые на брюшной стороне тела срастаются друг с другом, а на спинной стороне — с крестцом.
2.
Нервная система млекопитающих состоит из тех же отделов, что и у других позвоночных, но имеет более сложное строение, чем у рептилий. Наиболее развит передний мозг, имеющий крупные полушария. Поверхность полушарий образована несколькими слоями нервных клеток — так называемой корой. У млекопитающих со сравнительно поведением (кролики, мыши) кора полушарий гладкая. У хищных млеко питающих и приматов, отличающихся сложным поведением, кора полушарий имеет многочисленные извилины и борозды, увеличивающие их поверхность. Крупные полушария переднего мозга прикрывают сверху промежуточный и средний мозг. Хорошо развит мозжечок, где находятся центры координации движений. От головного и спинного мозга отходят многочисленные нервы.
3.
(сорри)
4.
Строение и деятельность систем внутренних органов млекопитающих свидетельствует об их более совершенном, прогрессивном развитии по сравнению с пресмыкающимися.
52 ПАРАГРАФ
1.х.
Зародыш развивается в матке.
2.
Другой пример — млекопитающие, которые рождают и кормят своих отпрысков молоком, пока те не окрепнут. Родительский уход часто ставит жизнь родителей под угрозу, но они продолжают инвестировать свои ресурсы, чтобы увеличить шансы на выживание собственных генов. Продолжительность такой опеки разнообразна и зависят от многих факторов, но зачастую чем дольше уход — тем больше шансов, что потомок достигнет зрелости. Стоит отметить, что часто продолжительная забота о первом потомстве уменьшает шансы появления второго потомства. В таких случаях роль эволюции — максимизировать репродуктивность.
3.
Образ жизни и поведение зверей меняются по сезонам. Осенью и весной звери линяют. Некоторые проводят зиму в укрытиях в спячке, другие делают запасы кормов на зиму. Немногие совершают миграции. Некоторые — суслики, сурки, ежи, летучие мыши — впадают в спячку. У них снижается температура, тела уменьшается число дыхательных движений и сердечных сокращений. У медведей енотовидных собак, барсуков зимний сон неглубокий, температура тела и частота дыхательных движений меняются мало. В малоснежные тёплые зимы такие звери могут не впадать в зимний сон.
4.Используя информационные ресурсы, подготовьте презентацию проекта о восстановлении численности млекопитающих.
Численность многих мелких и средних млекопитающих существенно меняется по годам: вслед за годами, когда число животных велико, следуют годы, когда животных мало. У крупных животных таких скачков численности не наблюдается. Это связано с тем, что численность мелких видов сильно зависит от влияния экологических факторов — обилия кормов, наличия укрытий. У мелких животных чаще происходит массовая гибель от инфекционных заболеваний, но они и быстрее размножаются. Умение прогнозировать массовое размножение грызунов, вредящих сельскохозяйственным растениям, важно для эффективной борьбы с ними.
5.Занесите сведения о млекопитающих в таблицу, составленную при изучении систем органов животных.
Занесите сведения о млекопитающих в таблицу, составленную при изучении систем органов животных