Сделайте конспект по этому тексту. .в конспекте отразить Цель изучения темы, выводы (Награда ).
Слово «эволюция» означает «процесс плавного, постепенного изменения чего-либо». В биологии под эволюцией понимают процесс необратимого исторического развития живой природы. Эволюция сопровождается появлением адаптаций, видообразованием и, наоборот, вымиранием видов, преобразованием отдельных экосистем и биосферы в целом.
Раздел биологии, занимающийся изучением эволюции, называется теория эволюции, или эволюционное учение.
Можно сказать, что единой и общепризнанной теории эволюции на данный момент нет, в связи с тем, что у разных групп живых организмов есть разные сохранения и передачи наследственной информации.
Имеется огромное число очевидных доказательств наличия эволюции.
Поскольку система живых организмов строится на основе родства между ними, наука систематика теснейшим образом связана с теорией эволюции. Доказательства эволюции подтверждают происхождение всех живых организмов на Земле через длинную цепочку поколений от единого древнего общего предка.
Существует несколько основных групп доказательств эволюции.
Рассмотрим три группы доказательств эволюции:
1. Палеонтологические и биогеографические
2. Сравнительно-анатомические
3. Эмбриологические
Палеонтологические доказательства
Палеонтология – это наука о древних вымерших организмах.
Палеонтологи по найденным останкам пытаются реконструировать внешний вид, строение и биологические особенности древней флоры и фауны. Ископаемыми останками являются окаменевшие раковины моллюсков, зубы и чешуя рыб, скорлупа яиц, скелеты и другие твердые части организмов (рис. 1–3).
Ископаемая раковина аммонита
Рис. 1. Ископаемая раковина аммонита
Окаменелая челюсть мозазавра
Рис. 2. Окаменелая челюсть мозазавра
. Восстановленный скелет трицератопса
Рис. 3. Восстановленный скелет трицератопса
Палеонтологи исследуют не только останки собственно животных и растений. Изучения подлежат также окаменевшие следы, экскременты, отброшенные оболочки и любые другие следы жизнедеятельности древних организмов. Изучение дошедших до нас палеонтологических образцов древнейшего происхождения убедительно показывает, что древний животный мир очень сильно отличался от современного.
Чем более молодым является изучаемый слой осадков, тем больше ископаемые животные из него похожи на современных. Изучение ископаемых древних животных различных геологических эпох убедительно показало, что животный мир постепенно и плавно изменялся.
Родство вымерших и современных организмов также подтверждается и находками т. н. промежуточных, или переходных, форм. Известно, что птицы в свое время произошли от пресмыкающихся, которые являются ближайшими их родственниками. Так, археоптерикс обладал как признаками рептилий, так и признаками птиц (рис. 4). Черты, характерные для пресмыкающихся, – относительно тяжелый скелет, мощные зубы и длинный хвост. Черты характерные для птиц, – крылья покрытые перьями (рис. 5).
Окаменелость археоптерикса
Рис. 4. Окаменелость археоптерикса
Реконструкция археоптерикса
Рис. 5. Реконструкция археоптерикса
По окаменевшим остаткам ученые достаточно полно восстановили облик и строение многих переходных форм – от далеких древних предков к более современным животным. Само наличие этих переходных форм является отличной иллюстрацией эволюции.
Многие животные, жившие раньше, не имеют аналогов в современном мире. Они вымерли.
Палеонтологи пытаются понять, как именно они жили и по каким причинам их не стало. В любом случае, чтобы появилось что-то новое, нужно, чтобы сначала исчезло что-то старое.
Вымирание – это один из важнейших процессов в эволюции.
Эмбриологические доказательства
Эмбриология – это наука, которая изучает развитие зародышей. Сравнение особенностей эмбрионального развития представителей различных классов позвоночных показало, что все зародыши на определенных стадиях развития очень сходны между собой. Последующее развитие эмбрионов сохраняет сходство только у представителей родственных групп, например у различных млекопитающих. Дальнейшее развитие приводит к исчезновению черт сходства между зародышами (рис. 6).
Сравнение эмбрионального развития
Рис. 6. Сравнение эмбрионального развития
В конце эмбрионального развития у зародыша появляются черты, свойственные только данному виду.
Изучение последовательных стадий развития зародыша иногда позволяет судить о далеких предках данного вида животных. На определенных стадиях у зародыша могут присутствовать органы, непосредственно для данного вида не характерные, но характерные для его далеких предков.
Так у зародыша млекопитающего на определенной стадии развития присутствуют жаберные щели – для млекопитающих не очень характерные, однако характерные и для зародышей рыб.
Механические ткани - это опорные ткани, придающие прочность органам растений. Они обеспечивают сопротивление статическим (сила тяжести) и динамическим (порывы ветра и т. п. ) нагрузкам. Этим объясняется расположение тканей в органах растений, их тип и особенности клеток. В самых молодых участках растущих органов механических тканей нет, так как живые клетки в состоянии высокого тургора обусловливают их форму благодаря своим упругим оболочкам. По мере развития органов в них появляются специализированные механические ткани. Сочетаясь с другими тканями, они образуют как бы арматуру органа, поэтому их иногда называют арматурными. Механические ткани наиболее развиты в осевой части побега - стебле . Здесь они располагаются по его периферии: либо отдельными участками в гранях, либо сплошным цилиндром. Тем самым достигается наилучшее использование механических свойств ткани при изгибе органа. Напротив, в корне, который выдерживает главным образом сопротивление на разрыв, механическая ткань сосредоточена в центре. Механические ткани могут формироваться как в первичном, так и во вторичном теле растения.
Наиболее заметная особенность клеток механических тканей - их значительно утолщенные оболочки, которые продолжают выполнять опорную функцию даже после отмирания их живого содержимого.
Внутреннее строение корня. Внутреннее строение можно рассмотреть, если разрезать молодой корень вдоль На кончике корня находятся клетки образовательной ткани. Они активно делятся. Этот участок корня длиной около 1 мм называют зоной деления. Зона деления корня снаружи защищена ст повреждений корневым чехликом. Точка роста - это группа клеток к активному клеточному делению. Расположена она не на самом конце корня, а под корневым чехликом, который защищает ее от повреждений и облегчает продвижение корня в почве во время роста. Живые тонкие клетки чехлика непрерывно обновляются. По мере продвижения корня среди твердых частиц с его поверхности старые клетки слущиваются, а на смену им формируются новые.По мере продвижения корня среди твердых частиц с его поверхности старые клетки слущиваются, а на смену им формируются новые. Наружные клетки чехлика выделяют обильную слизь, которая снижает трение корня о частицы почвы и облегчает его продвижение. Возникшие из образовательной ткани клетки постоянно дифференцируются в различные ткани. Это позволяет выделить несколько зон растущего корня: 1. Зона деления, или конус нарастания - находится под корневым чехликом и представлена клетками верхушечной образовательной ткани. Ее длина около 1 мм; здесь клетки постоянно делятся. 2. Зона растяжения, или зона роста, состоит из образовательной ткани. Ее клетки имеют крупные ядра, тонкие стенки и густую зернистую цитоплазму без вакуолей. Здесь клетки интенсивно растут,вытягиваются вдоль корня и начинают дифференцироваться. Деление клеток почти отсутствует. Протяженность ее- несколько миллиметров. 3. Зона всасывания или поглощения, или зона корневых волосков, длинной до несколько сантиметров, начинается над зоной растяжения. Здесь отдельные клетки кожицы корня вытягиваются, образуя наружные выросты длинной от 1-2 до 20 мм - корневые волоски, которые по мере роста вытягиваются, ослизняются. Тонкие наружные оболочки корневых волосков-тесно соприкасаются с частицами почвы, что всасывающей функции. На единицу поверхности корня приходится большое количество волосков: на 1 мм кв. корня гороха 230 волосков, у кукурузы 425. Волоски не долговечны, через 15-2 дней отмирают и заменяются новыми.В зоне всасывания происходит специализация клеток. Под кожицей размещается, обширная зона первичной коры - образована живыми клетками с тонкими стенками, вытянутыми вдоль оси корня. Между ними образуются межклетники, по которым циркулируют газы, необходимые для дыхания и поддержания интенсивного обмена веществ. Внутренний слой клеток коры состоит из клеток с утолщенными стенками и образует кольцо вокруг центральной части корня. 4. Проводящая зона покрыта пробковой тканью, находится над всасывающей зоной и расположена в центре корня. Она включает первичную флоэму и первичную ксилему. У однодольных растений такое строение сохраняется в течении всей жизни, у двудольных только на первых этапах развития. Но уже в течение первого года жизни у некоторых двудольных наблюдаются вторичные изменения в корне, связанные с появлениемнаблюдаются вторичные изменения в корне, связанные с появлением образовательной ткани-камбия. Камбий закладывается между ксилемой и флоэмой, замыкая первичную ксилему в центре и отодвигая первичную флоэму к периферии. За счет деления клеток камбия корень двудольных растений растет в толщину. Проводящая система обеспечивает восходящий ток из корня в стебель воды и минеральных веществ и нисходящий ток - передвижение органических веществ из стебля в корень. Состоит она из сосудисто-волокнистых пучков. Основные проводящие элементы флоэмы - ситовидные трубки, ксилемы трахеи (сосуды) и трахеиды.