соч беология 1. Укажите пример антропогенного фактора. A. Интенсивное ультрафиолетовое излучение
B. Сезонные колебания температуры
C. Уничтожение вредителей сельского хозяйства птицами
D. Нарушение растительного покрова вследствие распашки степи
(1)
2. Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при которых происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.
(а) Определите верно составленную пищевую цепь
A. еж → растение → кузнечик → лягушка
B. кузнечик → растение → еж → лягушка
C. растение → кузнечик → лягушка → еж
D. еж → лягушка → кузнечик → растение
(1)
(б) На рисунке представлена пищевая сеть.
Определите консументов 1 порядка:
A. Лесная кошка, шакал, сова
B. Коршун, лев
C. Растительность
D. Кролик, мышь, коза
E. Змея, сова, коза
(1)
3. Определите животных и растений, занесенных в Красную книгу Казахстана:
A. Серая ворона, воробей, грач
B. Розовый фламинго, кудрявый пеликан, дрофа
C. Ромашка полевая, тюльпан голландский, василек луговой
D. Тянь-шаньская ель, серебристый тополь, тюльпан Грейга
E. Снежный барс, сурок Мензбира, Смеречинский лягушкозуб
F. Евразийский волк, серый варан, бобер
(3)
4. Исследуйте факторы окружающей среды данной экосистемы, влияющие на жизнедеятельность и распространение живых организмов.
Факторы Примеры
1. Антропогенные
2. Абиотические
3. Биотические На теневой стороне гор растут теневыносливые растения
Рядом растущие деревья будут конкурировать между собой за свет
Вырубка деревьев приводит к снижению численности видов живых организмов, для которых деревья являются домом
1 2 3
(3)
5. На схеме показан вариант развития экосистемы.
Определите тип сукцессии и ее характеристики
A. Первичная сукцессия
B. Вторичная сукцессия
C. Развитее сообщества начинается на бесплодной почве
D. Начинается с медленного процесса восстановления исходного состояния на месте экосистемы, у которой нарушена природная структура
E. Первоначально поселяются лишайники и мхи
F. Почва сформирована и поэтому изначально могут произрастать мелкие травы
G. Примером является лес, который вырос на месте заросшего водоема
H. Примером является сообщество возникшее на скальной породе
(4)
6. Человек всегда находится в тесной взаимосвязи с экосистемой.
Приведите пример положительного влияния человека на экосистему.
A. Вырубка лесов для строительства магистралей.
B. На огромных территориях земли в разных странах создаются заповедные территории, заказники и парки, где все сохраняется в первозданном виде.
C. Загрязнение окружающей среды мусором.
D. Охота на животных.
(1)
7. Все ниже предложенные животные относятся к Царство: Животные. Тип: Хордовые. Класс: Млекопитающие. Отряд: Хищные.
Определите Семейство, Род и Вид животного, показанного на рисунке под буквой Б
А Б В Г
A. Семейство: Ушастые тюлени. Род: Северные морские котики. Вид: Северный морской котик.
B. Семейство: Медвежьи. Род: Медведь. Вид: Медведь бурый
C. Семейство: Кошачьи. Род: Барс. Вид: Снежный барс.
D. Семейство: Псовые. Род: Собака. Вид: Собака домашняя. Порода: Немецкая овчарка
(2)
8. Укажи отличительные признаки беспозвоночных животных:
A. Скелет внешний
B. Скелет внутренний
C. Симметрия тела двухсторонняя
D. Симметрия тела может быть как радиальной (лучевой) и, так и двухсторонней
E. Тело животного может быть двухслойным (эктодерма и энтодерма) и трехслойным (эктодерма, энтодерма и мезодерма)
F. Животные только трехслойные (эктодерма, энтодерма и мезодерма)
(3)
9. Рассмотрите рисунки.
Используя дихотомический ключ, определите беспозвоночное животное под буковой Е.
A. Ног нет. Тело сегментированное. Червь
B. Ног нет. Тело имеет раковину. Слизень
C. Ног нет. Раковины нет. Улитка
D. Имеет 8 ног. Тело состоит из одной части. Сенокосец
E. Имеет 8 ног. Тело состоит из головогруди и брюшка. Паук
(2)
10. Определите биологическую роль макроэлементов в жизнедеятельности растений
Макроэлемент Биологическая роль
1. Азот
2. Калий
3. Фосфор A. влияет на массу, размер плодов, ускоряет их созревание
росту корней, клубней и луковиц
C. усиливает рост надземных побегов
1 2 3
(3)
11. Определите на рисунке ткань и систему органов
ответ запишите по принципу ткань №, система органов №
(2)
12. Определите растительную и животную клетки
А Б
(2)
13. Вода – самое уникальное и загадочное вещество на планете. Она присутствует во всех слоях Земной поверхности и её оболочках. Она является частью всех живых существ – от растения до человека.
Выберите утверждения, характеризующие воду.
A. Хороший растворитель
B. Может выполнять запасающую функцию
C. При нормальных условиях представляет собой прозрачную жидкость, не имеющую цвета (при малой толщине слоя), запаха и вкуса
D. Процентное содержание воды во всех клетках организма одинаковое
E. Является средой обитания для некоторых живых организмов
Рыба капля – очень необычное и мало изученное существо, населяющее океанические глубины. К ее внешности просто нельзя остаться равнодушным: одна одновременно и смешная, и грустная. Это удивительное создание относится к семейству психролютовых. Повстречать ее случайно практически невозможно, ведь она обитает очень глубоко и популяция этих рыб малочисленна.
Как уже упоминалось, рыба капля выступает одним из членов семейства психролютовых. Другие ее названия – психролют либо австралийский бычок. Каплей она прозвана потому, что напоминает ее по своей форме, к тому же, выглядит, как желейная субстанция.
До недавних времен об этой уникальной рыбе было мало что известно. Впервые ее выловили рыбаки около австралийского острова Тасмания в 1926 году. Выловленная рыба вызвала необычайный интерес, и рыбаками было решено передать ее ученым для более тщательного исследования. Так, рыба была классифицирована и через некоторое время совсем позабыта, нормально не изучена.
Що таке збалансоване харчування? Збалансоване Харчування – це правильно організоване і своєчасне постачання організму добре приготовленої, калорійної і смачної їжі, яка містить оптимальну кількість різних речовин, необхідних для його розвитку і функціонування.Якісний і кількісний склад їжі Організм людини щоденно має споживати 60 корисних речовин і 12 вітамінів. 60, мінеральних речовин, 12 амінокислот і 8 жирних кислот. Кількісне співвідношення білків, жирів, вуглеводів -1:1:4 , енергетичної цінності Добового раціону.Мінеральні речовини Натрій(Nа): важливий для обміну речовин в організмі. Калій(К): бере участь у забезпеченні діяльності органів кровообігу, в обміні речовин. Залізо(Ферум ,Fе): сприяє процесам кровотворення. Кальцій (Са) бере участь у формуванні скелета, є основою твердих тканин зубів; дуже важливий для процесам зсідання крові. Фосфор(Р): необхідний для забезпечення організму енергією, нормального розвитку і функціонування мозку. Магній (Мg ) :необхідний для функціонування скелетних м’язів. Іод (І ) :важливий для роботи щитовидної залози. Цинк (Zn) : потрібний для формування кісток і зубів. .Поради підліткам що до харчування 1. Добова потреба підлітка -52-75 ккал на 1кг маси тіла. 2. Харчуватися потрібно регулярно, тобто дотримуватися режиму харчування, їсти в один і той самий час. 3. Підліткам необхідно їсти 3-4 рази на день, через 3-4 години. 4. Треба пам’ятати про правильне співвідношення в їжі білків, жирів і вуглеводів 1:1:4.При фізичних навантаженнях-1:1:6. 5. Усю їжу, яку з’їдає підліток за день(100%), слід розділити так: Сніданок-30-35%(його можна поділити на перший і другий сніданки) Обід-40-45%; Підвечірок-5-15%; Вечеря-15-20%; 6.Денний харчовий раціон підлітка залежить від багатьох причин: достатку сім’ї, стану здоров’я, режиму навчання та інших навантажень, пори року. Індивідуальні рекомендації у такому випадку може надати спеціаліст з харчування- дієтолог.