Человек может сказать, что он не любит моря, синего моря, ласкового, теплого - и ему не поверят. Человек может сказать, что он не любит светлой-светлой серебряной полнолуния над цветущим садом, в котором вишни купаются в зеленоватом лунном свете, стоят, как тучи, как белые призраки - и из него только посмеются, подумают, что он оригинальничает, особенно если в компании есть красивые девушки. А я верю, когда такое случается, потому что...
...Кто-то может не поверить мне, но я и сам не люблю одного из самых красивых явлений на земле. Не люблю листвы каштанов. Желтой, осенней, золотистой под солнцем, лапчатой (а за ней синее-синее небо золотой осени).
Красивее ее нет на земле. Улочки в золотых каштанах ныряют то вверх, то вниз. Поодаль смутно, как через воду, плавятся в неярком солнце золотые купола церквей. Листва звенит, когда ее сгребают в купы, в которых так хорошо кувыркаются детям и влюбленным юношам. Умиление такое, что глянь на все это - и умри, ведь сердце разрывается от красоты увядания.
Тема: Среды жизни животных. Роль животных в природных сообществах. Цель развитию знаний о многообразии животных Задачи: Формирование знаний об особенностях сред обитания и при животных к ним Расширение знаний о роли животных в сообществах Формирование знаний о типах экологических взаимоотношений животных Планируемые результаты: Личностные: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения. Предметные: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
Содержание урока. Орг.момент. Проверка знаний. Что такое зоология? Что она изучает? Докажите, что животные – это живые организмы Чем животные отличаются от представителей других царств живой природы? Раскройте значение животных в природе. Подтвердите свой ответ примерами. Какое значение животные имеют в жизни человека?
3. Актуализация знаний. Где обитают животные?
4. Изучение нового материала. Что такое среда обитания? Какие среды обитания вы знаете? 1. Особенности сред обитания животных Среда обитания Особенности среды Примеры животных При к среде обитания
Местообитания – участок среды обитания, в котором существует конкретный вид организмов. 2. Типы экологических взаимоотношений животных Тип взаимоотношений Определение Примеры паразитизм Взаимоотношения, при которых особи одного вида обитают в теле особей другого вида и питаются за их счет. Тля паразитирует на огурцах, блоха – на коже собаки. хищничество Взаимоотношения, при которых один вид умерщвляет и поедает особей другого вида Гепард охотится на антилоп, крот охотится на дождевых червей конкуренция Взаимоотношения, при которых разные виды имеют сходные экологические потребности, при этом один вид вытесняет другой Конкуренция горностаев и ласок за пищу, синиц и мухоловок за место гнездования 3.Роль животных в сообществах Типы сообществ организмов Типы сообществ Определение Примеры Экосистема комплекс организмов разных видов и условий их существования Океан, пруд, аквариум Биогеоценоз комплекс организмов разных видов и условий их обитания, расположенный на определенной территории Пруд, сосновый лес, луговая степь Биоценоз сообщество живых организмов разных видов Сообщество растений, животных, грибов, бактерий смешанного леса
В любой экосистеме складываются цепи питания. Цепь питания – это последовательность организмов разных видов, из которых каждый вид является пищей для последующего.
5. Закрепление. Заполнить графы с примерами в таблицах.
6. Вывод: Многообразие животных связано с их при к различным условиям обитания. В ходе эволюции сложились различные экосистемы, в которых все виды взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.
Человек может сказать, что он не любит моря, синего моря, ласкового, теплого - и ему не поверят. Человек может сказать, что он не любит светлой-светлой серебряной полнолуния над цветущим садом, в котором вишни купаются в зеленоватом лунном свете, стоят, как тучи, как белые призраки - и из него только посмеются, подумают, что он оригинальничает, особенно если в компании есть красивые девушки. А я верю, когда такое случается, потому что...
...Кто-то может не поверить мне, но я и сам не люблю одного из самых красивых явлений на земле. Не люблю листвы каштанов. Желтой, осенней, золотистой под солнцем, лапчатой (а за ней синее-синее небо золотой осени).
Красивее ее нет на земле. Улочки в золотых каштанах ныряют то вверх, то вниз. Поодаль смутно, как через воду, плавятся в неярком солнце золотые купола церквей. Листва звенит, когда ее сгребают в купы, в которых так хорошо кувыркаются детям и влюбленным юношам. Умиление такое, что глянь на все это - и умри, ведь сердце разрывается от красоты увядания.
Объяснение:
Цель развитию знаний о многообразии животных
Задачи:
Формирование знаний об особенностях сред обитания и при животных к ним
Расширение знаний о роли животных в сообществах
Формирование знаний о типах экологических взаимоотношений животных
Планируемые результаты:
Личностные: формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения.
Предметные: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях.
Содержание урока.
Орг.момент.
Проверка знаний.
Что такое зоология? Что она изучает?
Докажите, что животные – это живые организмы
Чем животные отличаются от представителей других царств живой природы?
Раскройте значение животных в природе. Подтвердите свой ответ примерами.
Какое значение животные имеют в жизни человека?
3. Актуализация знаний.
Где обитают животные?
4. Изучение нового материала.
Что такое среда обитания? Какие среды обитания вы знаете?
1. Особенности сред обитания животных
Среда обитания
Особенности среды
Примеры животных
При к среде обитания
Местообитания – участок среды обитания, в котором существует конкретный вид организмов.
2. Типы экологических взаимоотношений животных
Тип взаимоотношений
Определение
Примеры
паразитизм
Взаимоотношения, при которых особи одного вида обитают в теле особей другого вида и питаются за их счет.
Тля паразитирует на огурцах, блоха – на коже собаки.
хищничество
Взаимоотношения, при которых один вид умерщвляет и поедает особей другого вида
Гепард охотится на антилоп, крот охотится на дождевых червей
конкуренция
Взаимоотношения, при которых разные виды имеют сходные экологические потребности, при этом один вид вытесняет другой
Конкуренция горностаев и ласок за пищу, синиц и мухоловок за место гнездования
3.Роль животных в сообществах
Типы сообществ организмов
Типы сообществ
Определение
Примеры
Экосистема
комплекс организмов разных видов и условий их существования
Океан, пруд, аквариум
Биогеоценоз
комплекс организмов разных видов и условий их обитания, расположенный на определенной территории
Пруд, сосновый лес, луговая степь
Биоценоз
сообщество живых организмов разных видов
Сообщество растений, животных, грибов, бактерий смешанного леса
В любой экосистеме складываются цепи питания.
Цепь питания – это последовательность организмов разных видов, из которых каждый вид является пищей для последующего.
5. Закрепление.
Заполнить графы с примерами в таблицах.
6. Вывод: Многообразие животных связано с их при к различным условиям обитания. В ходе эволюции сложились различные экосистемы, в которых все виды взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга.