Тема: „Вуглеводи”
В – 1
1. Серед наведених формул сполук формулі глюкози відповідає:
а) С6Н12О5 ;
б) С12Н22О11;
в) С6Н12О6;
г) С6Н10О5.
2. Молекула сахарози складається із залишків:
а) глюкози та фруктози;
б) спирту і фруктози;
в) фруктози й карбонової кислоти;
г) глюкози та спирту.
3. Крохмаль належить до групи речовин:
а) альдегіди;
б) дисахариди;
в) альдегідоспирти;
г) природні полімери.
4. Характерними реакціями целюлози є:
а) горіння;
б) розкладання без доступу повітря;
в) гідроліз;
г) гідрування.
5. До складу молекули глюкози входять функціональні групи:
а) альдегідна і карбоксильна;
б) карбоксильна і гідроксильна;
в) гідроксильна та карбоксильна;
г) альдегідна і гідроксильна.
6. Чим відрізняється молекула фруктози від молекули глюкози:
а) кетонною групою;
б) кількістю гідроксильних груп;
в) карбоксильною групою;
г) альдегідною групою.
7. Яка реакція є якісною на крохмаль з :
а) сульфатною кислотою;
в) йодом;
б) гідроксидом натрію;
г) амоніаковим розчином аргентум оксиду.
8. Серед наведених формул сполук формулі целюлози належить:
а) С6Н10О5;
б) [С6Н7О2 (ОН)3]n
в) С12Н22О11;
г) С6Н12О6.
9. Чи є глюкоза і фруктоза:
а) гомологами;
б) ізомерами;
в) одна і та ж сполука;
г) однотипними.
10. Продуктом спиртового бродіння глюкози є:
а) фруктоза;
б) вода;
в) етанол;
г) сахароза.
Тема: „Вуглеводи”
В – 2
1. Глюкоза належить до класу:
а) кислот;
б) спиртів;
в) альдегідів;
г) альдегідоспиртів.
2. Вкажіть вуглеводні, із залишків яких складається молекула сахарози:
а) мальтоза і лактоза;
б) дві молекули глюкози;
в) дві молекули фруктози;
г) глюкоза і фруктоза.
3. Характерною ознакою реакції взаємодії крохмалю з йодом є:
а) знебарвлення розчину;
б) утворення червоного розчину;
в) утворення речовини синього розчину;
г) поява запаху.
4. З до реакції з купрум (ІІ) гідроксидом без нагрівання можна довести, що глюкоза виявляє властивості:
а) одноатомних спиртів;
б) карбонових кислот;
в) багатоатомних спиртів.
5. До складу яких сполук входить фруктоза:
а) соку з цукрових буряків;
б) меду натурального;
в) клітковини?
6. Процес фотосинтезу описується рівнянням:
а) С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О;
б) 6СО2 + 6Н2О → С6Н12О6 + 6О2;
в) (С6Н12О5)n + 6nО2 → 6 НСО2 + 5nН2О;
г) С6Н12О6 = 2С2Н5ОН + 2СО2.
7. Серед наведених формул сполук формулі сахарози відповідає:
а) С6Н10О5;
б) С12Н22О11;
в) С6Н12О6 ;
г) С2Н5ОН.
8. З якими кислотами клітковина легко утворює складні ефіри:
а) нітратною кислотою;
б) хлоридною кислотою;
в) карбонатною кислотою?
9. Серед наведених формул сполук формулі крохмалю відповідає:
а) С6Н10О5 ;
б) С12Н22О11;
в) С6Н12О6;
г) (С6Н10О5)n?
10. Як діє на крохмаль гаряча вода:
а) розчиняється;
б) набухає, утворює клейстер;
г) не розчиняється?
Убедившись в бесплодности попыток простой акклиматизации, И. В. Мичурин приступил к разработке новых методов селекции, основанных на гибридизации, отборе и воспитании (воздействие условиями среды на развивающиеся гибриды) . При их реализации он использовал разнообразные подходы (многие – впервые в мировой селекционной практике) , важнейшие из которых следующие.
Биологически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей разных видов для получения сортов с нужными свойствами или скрещивание представителей разных родов. Так, например, Мичурин скрестил вишню Владимирскую с черешней Винклера белой. При дальнейшей работе с гибридами им был выведен сорт вишни Краса севера, обладавший хорошими вкусовыми качествами и зимостойкостью. При скрещивании вишни с черемухой Мичурин получил гибрид, названный церападусом. Им были также получены гибриды ежевики и малины, сливы и терна, рябины и сибирского боярышника и др.
Географически отдаленная гибридизация – скрещивание представителей контрастных природных зон и географически отдаленных регионов с целью привить гибриду нужные качества. Например, известный сорт груши Бере зимняя Мичурина был получен в результате гибридизации дикой уссурийской груши и южного французского сорта Бере-рояль.
Метод ментора – один из методов «воспитания» гибридов, разработанных И. В. Мичуриным. Он основан на том, что признаки развивающегося гибрида изменяются под влиянием привоя или подвоя. Мичурин применял этот метод в двух вариантах. В первом случае гибридный сеянец служил привоем, и его прививали на взрослое плодоносящее растение (подвой) , свойства которого желательно было получить у гибрида. Во втором случае в крону молодого гибридного сеянца (подвоя) прививали черенок сорта, признаки которого хотели бы получить у гибрида.
Этот метод был применен Мичуриным, например, при создании сорта яблони Бельфлёр-китайка. В первый год плодоношения гибридов оказалось, что плоды у них мелкие и кислые. Чтобы направить дальнейшее развитие гибрида в нужную сторону, в крону молодых деревьев были привиты черенки Бельфлёра. Под влиянием черенков плоды гибрида стали приобретать вкусовые качества Бельфлёра.
Влияние ментора следует рассматривать как изменение доминирования в процессе развития гибрида. В данном случае ментор фенотипическому проявлению (доминированию) генов, полученных от сорта Бельфлёр, не меняя при этом генотипа гибрида.
Метод посредника был применен Мичуриным при отдаленной гибридизации. Он состоит в использовании дикого вида в качестве посредника для преодоления нескрещиваемости. Скрещивая дикий Монгольский миндаль с диким персиком Давида, Мичурин получил миндаль Посредник, который он в дальнейшем использовал для скрещивания с культурным персиком. Полученный им гибридный персик приобрел зимостойкость, благодаря чему был продвинут на север.
Смешение пыльцы применялось Мичуриным для преодоления межвидовой нескрещиваемости (несовместимости) . Суть метода заключалась в том, что при опылении смесью собственной пыльцы и пыльцы другого вида собственная пыльца раздражала рыльце пестика, и оно воспринимало чужую пыльцу.
Воздействие условиями среды. При «воспитании» молодых гибридов Мичурин использовал изменения хранения семян, характера питания и свойств почвы, воздействие низкими температурами, применял частые пересадки. В результат