Задания 1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
1.1. Выберите из предложенного списка тип стебля липы
Список слов: травянистый, деревянистый
ответ:
1.2. Покажите стрелками на рисунке участки среза ветви липы: камбий, ситовидные клетки луба, сосуды древесины.
1.3. Какую функцию выполняет камбий в стебле древесного растения липы?
ответ:
2.Умение определять понятия, создавать обобщения
2.1. Между корой и древесиной стебля липы залегает камбий. Он состоит из узких длинных клеток образовательной ткани с тонкими оболочками. Весной и летом камбий энергично делится, и в результате в сторону коры откладываются новые клетки луба, а в сторону древесины – новые клетки древесины.
Найдите в приведённом списке слов и подчеркните название этого процесса.
Размножение, расселение, рост, распространение, питание, движение.
3.Умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
3.1. Рассмотрите и подпишите, на каком рисунке срез стебля однодольного растения и на каком рисунке срез стебля двудольного растения. Объясните свой выбор.
ответ: 1 , 2 . Объяснение:
4.Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
4.1. Липа считается дымоустойчивой породой, неплохо переносит загрязнение воздуха газами. В теневых группах, на плодородных с хорошим увлажнением почвах ее газоустойчивость возрастает.
Липу мелколистную относят к морозо- и холодоустойчивым породам. Она из группы широколиственных пород, сопутствующих дубу, дальше всех проникает на север и произрастает в суровых климатических условиях. Заморозков не боится, так как распускается поздно.
Морозовыносливость липы объясняется коротким периодом роста побегов, высокой водоудерживающей листьев и низкой интенсивностью дыхания их, особенно в первой половине вегетации, а также высоким содержанием масла в молодых ветвях.
Благодаря тому, что в составе жиров у липы содержится линоленовая ненасыщенная кислота, которая легко и быстро окисляться с выделением тепла, липа в период зимнего покоя выносит морозы до 48 градусов.
Мелколистная липа при и произрастать в разнообразных почвенных условиях, кроме заболоченных, засоленных и сухих почв. Лучше всего она растет на рыхлых, свежих, богатых перегноем почвах.
Липа - типично теневыносливая порода. Она уступает в этом лишь буку, ели, пихте, грабу. Особенно теневыносливыми считаются всходы липы, которые растут успешно под прикрытием широкотравья, а на открытых местах даже требуют затенения. Причем она под пологом леса теневынослива и сама сильно затеняет почву. Липа – это растение долгожитель, может жить до 1 тыс. лет.
Прочитайте текст и приведите аргументы из текста: «Может ли липа расти на вашей пришкольной территории?». Выберите и подчеркните в списке слов: может расти (нет). Напишите аргументы.
ответ: может расти (нет). Аргументы: 1, 2,3,4
4.2. Ученик с лупы рассмотрел кожицу молодого стебля липы и обнаружил мелкие бугорки. Как научно называются эти бугорки? Какую функцию они выполняют?
ответ: название , функция
4.3. Вы изучили поперечный спил ствола липы. Установите последовательность участков спила, начиная с кожицы. Используйте список слов и запишите названия участков последовательностью цифр, следующих друг за другом в правильном порядке.
Список слов:
1.сердцевина
2.камбий
3.луб
4. древесина
5.кожица
6.пробка
ответ:
4.4. Рассмотрите внимательно спил ствола липы и определите влияние условий жизни на рост дерева в толщину. Выберите условие из списка и запишите в ответ: на болоте, на вырубке, на открытом месте. Как вы определили влияние условия?
ответ: Условие: . Определили:
5.Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
5.1. Вставьте в текст «Стебель липы» пропущенные слова из предложенного списка. Цифры запишите в ответе в порядке следования.
Стебель – осевая часть……. (А) липы. Он проводит ….. (Б). Стебель выносит ….. (В) к свету. В нём откладываются ….. (Г). На нём развиваются ….., ….., ….. (Д).
Список слов:
1.листья, цветки, плоды с семенами
2.запасные питательные вещества
3.питательные вещества
4.побега
5.листья
А Б В Г Д
Объяснение:
Экология - биологическая наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их обитания. В зависимости от того, какой уровень организации экосистем изучается, экология подразделяется на отрасли:
Аутэкология изучает жизненные циклы и отношение к факторам среды отдельных особей или видов. Цель ее заключается в том, чтобы выявить характер при их к жизни в конкретном сообществе, их роль в экосистеме. Аутоэкология изучает взаимоотношения организма с окружающей средой. В отличие от демэкологии и синэкологии, сосредоточенных на изучении взаимоотношений со средой популяций и экосистем, состоящих из множества организмов, исследует индивидуальные организмы на стыке с физиологией.
Демэкология (экология популяций) изучает динамику численности популяций, внутрипопуляционные группировки и их взаимоотношения. В рамках демэкологии выясняются условия, при которых формируются популяции. Демэкология описывает колебания численности различных видов под воздействием экологических факторов и устанавливает их причины, рассматривает особь не изолированно, а в составе группы таких же особей, занимающих определённую территорию и относящихся к одному виду.
Синэкология изучает взаимоотношения организмов различных видов внутри сообщества организмов. Часто синэкологию рассматривают как науку о жизни биоценозов, то есть многовидовых сообществ животных, растений и микроорганизмов. Синэкология, она же биоценология, изучает все комплексы видов в сообществах, т.е. экосистемы, изучает законы их совместного сосуществования в биоценозе в зависимости от условий внешней среды. Она базируется на аут-, дем- и эйдоэкологии, но ей присущ общебиологический характер, поскольку ее исследования направлены на многовидовые взаимоупорядоченные комплексы, существующие в строго определенной физико-химической среде.
Глобальная экология в целом занимается изучением биосферы. Совокупность всех экосистем Земли в пределах трех геосфер (литосферы, гидросферы и атмосферы), с которыми взаимодействуют живые организмы, образует самую крупную экосистему Земли - биосферу Глобальную экологию по-другому называют«Мегаэкология». М.- область знания, объединяющая все науки (в том числе и небиологические), имеющими дело с экологическими проблемами (например, социальную экологию, экологию личности, правовую экологию), и мероприятия, направленные на решение экологических проблем (приемы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов). Мегаэкология, в определенном смысле, - это образ жизни, образ мышления, политика.
Червона книга - основний документ, в якому узагальнено матеріали про сучасний стан рідкісних і таких, що знаходяться під загрозою зникнення, видів тварин і рослин, на підставі якого розробляються наукові і практичні заходи, спрямовані на їх охорону, відтворення і раціональне використання. До Червоної книги України заносяться види тварин і рослин, які постійно або тимчасово перебувають чи зростають у природних умовах на території України, в межах її територіальних вод, континентального шельфу та виняткової (морської) економічної зони, і знаходяться під загрозою зникнення. Занесені до Червоної книги України види тварин і рослин підлягають особливій охороні на всій території України.
Осілi. Гніздиться в середній течії Прип'яті і Стоходу. На Україні відомо не більше 10 пар.
Рідкісна пролітна. За оцінками, в світі залишилося від 50 до 300 особин. На Україні під час міграцій гаються окремі особини і зграї по 7-48 птахів.
Гніздовий птах, іноді зимує. На Україні звичайна птахa узбережжя Чорного та Азовського морів: від Дунаю до Східного Приазов'я. Гніздиться 5-7 тис. Пар.