ЗАКРЕПЛЕНИЕ 1. Какими свойствами обладают гормоны? 2. Какие гормоны заметно повышают расход энергии? 3. Врач - эндокринолог поставил больному диагноз «микседема». Каким гормоном следует лечить больного? 4. Как можно предупредить развитие кретинизма у детей? 5. Установите связь между географическим положением страны и склонностью её жителей к развитию зоба? 6. Какие симптомы обнаруживает врач у больных базедовой 7. Если человек быстро устаёт, худеет, у него темнеет кожа, недостаток каких гормонов можно предположить? Какой гормон часто называют «аварийным» и почему? 9. Сравните действие на организм адреналина и симпатического отдела автономной нервной системы. В чём сходство и чем оно объясняется? В магазинах можно увидеть молоко с добавлением йода, о соль и муку. Есть эти же продукты и без добавки йодированную с йода. Какую группу продуктов вы посоветуете покупать и чем вы обоснуете свой совет? 11. каким последствиям приводит щитовидной железы в детском возрасте и у взрослых? 12. Какие профилактические меры рекомендуется принимать, чтобы синтезировалось достаточное количество гормонов щитовидной железы? 13. Почему избыток гормонов щитовидной железы приводит к чрезвычайному исхуданию? 14. Какое влияние на организм оказывают гормоны коркового слоя надпочечников? 15. Почему адреналин и норадреналин называют гормонами «страха и гнева»?
Дайте определение системе органов. Назовите органы, образующие одну из систем у млекопитающих: опорно-двигательную; пищеварительную; дыхательную; выделительную; кровеносную; нервную. Каково значение каждой из этих систем?
Система органов – это система, которую образуют органу схожие по строению, происхождению и выполняемым функциям. У человека и животных выделяют:
Опорно-двигательную систему, которая состоит из мышц и скелета. Ее функция создание опоры для тела, место крепления мышц, перемещение тела в пространстве, защита внутренних органов.
Кровеносная система - выполняет транспортную функцию, разнося к органам кислород, питательные вещества, забирая от них углекислый газ и продукты обмена, защитную функцию(иммунитет), регуляторную (доставляет гормоны), поддерживает гомеостаз.
Пищеварительная система – производит механическую и химическую обработку пищи, обеспечивает всасывание питательных веществ и поступление их в кровь, удаление непереваренных остатков, лишает питательные вещества видовой специфичности.
Дыхательная система – обеспечивает поступление кислорода в организм и удаление углекислого газа
Выделительная система - удаляет продукты обмена веществ из организма, поддерживает водно-солевой баланс
Нервная система обеспечивает регуляцию жизнедеятельности
Половая система – обеспечивает размножение организма
Органы пищеварительной системы : ротовая полость с зубами и слюнными железами, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник с поджелудочной железой и печенью, толстый кишечник, прямая кишка.
Какими эволюционно прогрессивными чертами обладают птицы и млекопитающие?
• Четырехкамерное сердце
• Полное разделение венозной и артериальной крови
• Теплокровность
• Высокоразвитая нервная система, а именно передний мозг
• Появление у птиц перьев и крыльев
• Появление дифференциации зубов у млекопитающих
• Забота о потомстве
• Живорождение у млекопитающих
• Внутриутробное вынашивание потомства
• Волосяной покров у млекопитающих
• Выкармливание молоком у млекопитающих
• Диафрагма и альвеолярные легкие у млекопитающих
• Двойное дыхание у птиц
• Полые кости у птиц
Перечислите, с какими уровнями организации органического мира вы познакомились при изучении животных.
Клеточный, тканевый, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический
Какую роль играют животные в биоценозах?
В биоценозах животные играют роль консументов. Консументы 1 порядка – травоялные, консументы 2 порядка – хищники или паразиты травоядных, консументы 3 порядка – хищники хищников (например, одуванчик (продуцент)-гусеница (консумент 1 порядка) - лягушка(консумент 2 порядка) – еж (консумент 3 порядка). Некоторые редуцентов (например, дождевой червь)
Какую роль играли животные в развитии человеческой цивилизации?
• Источник еды (молоко, мясо)
• Источник одежды и аксессуаров (шкуры, мех, шерсть)
в земледелии (лошади, волы использовались при пахоте, уборке урожая, заготовке сена, леса)
в завоевании и освоении земель (лошади, слоны)
• Источник эстетического удольствия и вдохновления (домашние питомцы, натура для художников)
Почему необходимо рационально использовать и охранять диких животных?
• Животные звенья в цепях и сетях питания
• Участвуют в круговороте веществ
• Источник животных для одомашнивания
• Обеспечивают разнообразие в природе
• Носители определенного генофонда