Жұмыс мақсаты: осы экожүйедегі түрлердің өзара әрекеттесу типтерін айқындау (мектеп ауласындағы өсімдіктердің мысалында).
Құрал-жабдықтар: “Түрлі табиғи зоналардың биоценоздары” кестесі,
кеппеөсімдіктер және нұсқау беретін карточкалар.
Жұмыс барысы:
I. 1. Мектеп аумағындағы өсімдіктердің жікқабаттарын ажыратыңдар
(ағаштардың, бұталардың, шөптердің биіктіктері бойынша орналасуы) және әр
жікқабаттағы өсімдіктердің түрлік құрамын сипаттаңдар.
2. Өсімдік жікқабаттары қандай факторларға байланысты қалыптасатынын
атап көрсетіңдер (жарық, температура, ылғалдылық).
3. Сендер зерттеген өсімдіктерге қоршаған орта факторларының қалай әсер
ететінін анықтаңдар.
4. Өсімдіктерге антропогендік фактор (мектеп аумағын оқушылардың таптап
тастауы) қалай әсер етеді?
5. Мектеп аумағындағы өсімдіктерді қалай күтіп-баптайтындарыңды сипат-
таңдар (өсімдіктерді суару, гүлзарларды арамшөптерден тазарту, топырақты
қопсыту, құстар үшін жайлы жағдайлар туғызу).
Кроме того, тело папоротников, плаунов и хвощей расчленено на корень, стебель и листья, обеспечивающие лучшую при папоротникообразных к наземному образу жизни. Это и привело к господству папоротникообразных на Земле в каменноугольный период истории планеты.В этот период папоротникообразные составляли не только прибрежную растительность, но и буйно разраставшиеся необыкновенные леса из древовидных гигантских хвощей, плаунов, и папоротников. Некоторые деревья этих лесов в высоту достигали почти 40 м. Под пологом таких необычных деревьев были небольшие растения, похожие на современные мхи, папоротники, хвощи и плауны.На деревьях-великанах, размножавшихся спорами, среди ветвей не встречалось ни одной птицы.. В мрачном безмолвном лесу летали только стрекозы с громадными жесткими крыльями. По заболоченной земле ползали огромные тараканы, пауки и скорпионы.
Рис. 171. Древние папоротники, хвощи и плауны.
Отмершие растения падали на залитую водой почву. Во время разлива многоводные реки сносили массу поваленных деревьев и заносили их илом и песком. Под давлением слоев грунта и воды деревья спрессовывались и за многие миллионы лет без доступа кислорода превращались в каменный уголь. Наряду с растениями, размножавшимися спорами, в древние времена встречались папоротники, на листьях которых развивались образования, напоминавшие семена. Все это удалось установить благодаря отпечаткам и окаменелостям древних растений и животных, найденным в пластах Земли.Каменный уголь, образовавшийся из древних деревьев, используют теперь как один из лучших видов топлива и сырья для химической промышленности.На каменном угле работают паровозы, паровые котлы тепловых электрических станций, фабрик и заводов. Из угля получают горючий газ и другие продукты. На химических заводах из него получают анилиновые краски для тканей, всевозможные лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, высококачественные духи и многие другие ценные продукты.По добыче каменного угля наша страна занимает первое место в мире.