1) 16 октября координаты солнца а= 1зч 24 мин, δ= -8 0 50 \ . какая яркая звезда находится недалеко в этот день от солнца?
2) каково склонение звезды, проходящей в верхней кульминации через зенит города архангельска (φ= 64 0 32').
3) 21 июня в краснодаре (n1=2) часы показывают 9ч 25 мин. какое среднее, поясное и летнее время в этот момент во владивостоке (п2=9,λ2= 8 ч 47 мин).
`
cрочно
– сами факты существования в природе изменений, разнообразия видов и их изменения во времени, приспособленности организмов к различным условиям среды говорят о том, что эволюция как процесс развития существует;
– борьба за существование, в результате которой выживают наиболее приспособленные организмы, наблюдается на разных уровнях: в мире бактерий, растений, животных;
– существуют и экспериментальные подтверждения эволюции на разных уровнях жизни.
Доводы против теории эволюции:
– нет достаточно надежных свидетельств превращения одного вида в другой;
– палеонтологи часто не находят переходных форм животных и растений, что используется в качестве аргумента противниками эволюционного учения.
Пример выполненной лабораторной работы
Действия
Наблюдения, рисунки, выводы
1. Рассмотрите готовый микропрепарат инфузории туфельки под микроскопом, изучите внешнее строение животного, найдите отличия передней части тела от задней, опишите способ передвижения простейшего
Форма клетки напоминает туфельку. Форма клетки постоянная благодаря тонкой эластичной оболочке, покрывающей клетку снаружи. Передний конец тела тупой, в отличие от заднего, который заострен. Передвигается с помощью ресничек тупым концом вперёд.
2. Положите кристаллик соли в воду с инфузорией -туфелькой, понаблюдайте за происходящим, объясните увиденное.
Инфузория - туфелька уплывает от кристаллика соли. Кристалл соли - неблагоприятный раздражитель, поэтому она уплывает от него.
3. Изучите внешнее строение дождевого червя, рассмотрите на брюшной стороне щетинки с помощью лупы. Понаблюдайте, как он ползает по бумаге. При помощи чего червь осуществляет движение?
Дождевой червь удлиненный, тело состоит из колец -сегментов. Через лупу на брюшной стороне видны щетинки. До бумаге он двигается, сокращая и удлиняя свое тело. При это слышно шуршание щетинок по бумаге (если вокруг тишина). Двигается червь благодаря попеременному сокращению кольцевых и продольных мышц, щетинки помогают удерживаться червю и быстро передвигаться вперед.
4. Опишите реакцию дождевого червя на различные раздражители (варианты раздражений выберите самостоятельно в количестве 2 -3)
Если прикоснуться к дождевому червю кусочком бумаги, то он будет двигаться в обратную сторону. Если лоднести к нему свежесрезанный кусочек лука. он тоже уползет от лука.
5. Рассмотрите живую рыбу в банке с водой, определите форму её тела, объясните какое значение имеет такая форма в жизни рыбы.
Форма тела обтекаемая, что позволяет рассекать толщу воды.
6. Рассмотрите плавники рыбы. Определите какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде. Какую роль играет каждый плавник?
Парные: грудные, брюшные. Непарные: хвостовой, спинной, анальный. С помощью хвостового рыба движется вперед. Грудные участвуют в поворотах тела, движениях вверх, вниз и в стороны. Брюшные, спинной и анальный удерживают тело рыбы в вертикальном положении.
7. Проследите, как рыбки реагируют на свет, кормление, постукивание о стекло.
При свете активно плавают. При кормлении тоже активизируются, подплывают к корму. На стук активно не реагируют.
8. Сделайте вывод о значении поведенческих реакций в жизни животных.
Животные реагируют на разные раздражители, что помогает им ориентироваться в среде. Поведенческие реакции зависят от раздражители: при негативных раздражителях, животное пытается уклониться от раздражителя, при положительных нет.