ОбъяснениеЛетописями называются памятники исторического содержания, в которых рассказывается о важнейших событиях истории государства.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое- то»... и сообщений о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: «В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже» (ничего не было»).
На первый взгляд кажется, что летописи так и велись — год за годом летописец добавлял все новые и новые записи, из которых постепенно составлялся объемистый том. Но это совсем не так.
Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всем, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летго- писцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания. Важные события нередко описывались в специальных повестях. В составе летописей до нас дошли многие литературные произведения — например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Начиная новую летопись, летописец очень бережно относился к тому, что было сделано его предшественниками. Когда удавалось дополнить и уточнить описания событий лет, они добавлялись к уже имевшимся под соответствующим годом записям. Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом летописец не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам.
Так постепенно составлялись обширные летописные своды. Не случайно один из их современников написал: «Если хочешь все узнать — прочти старый ростовский летописец».
Летописи писали в монастырях или при княжеских дворах. Каждый князь стремился к тому, чтобы при нем велась летопись, в которой отражались его деяния. В зависимости от богатства заказчика и возможностей летописцев рукописи украшались рисунками — миниатюрами. Так, текст «Радзивилловской летописи» сопровождается 617 миниатюрами.
Летописи были важнейшими документами своего времени. На них ссылались при составлении договоров и ведении дипломатических переговоров. Например, отправляясь в Орду, русские князья обязательно брали с собой летописи и, опираясь на них, обосновывали свои требования, решали спорные вопросы.
Начало летописания на Руси относится к 1060—1070 гг., когда монах Киево-Печер- ского монастыря Никон начал вести «Начальный свод» — древнейшую из сохранившихся летописей.
Наиболее яркой и красочной по изложению событий была написанная в XII веке Киевская летопись. В ней содержалось последовательное изложение событий с 1118 до 1200 гг. К ней была приложена другая древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», автором которой был летописец Нестор.
С начала XII в. летописание распространилось практически по всей Руси. Даже во времена татарского нашествия летописание продолжалось, то затухая, то вскоре вновь возникая в другом месте. Наибольшая его активность связана с концом XIV в., когда закончилось татаро-монгольское иго.
Одним из главных центров летописания была Москва. С 1568 по 1576 гг. в Москве создается «Лицевой летописный свод» — грандиозная летопись в 10 больших томах, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. С началом XVII в. летописание постепенно прекращается. На смену ему приходит хранение документов.
Но в отдаленных от центра районах — например, в Сибири — ведение летописных записей еще продолжалось. Правда, к концу XVII века летописание прекратилось и там. :
В арсенале каждой рукодельницы найдется множество игл разной длины и диаметра, с длинными и маленькими ушками, тупыми и острыми кончиками для каждого конкретного случая. Какая же игла подойдет для вышивания крестиком? Как правильно подобрать иглу к канве? Постараемся в этом разобраться.
Иглы подразделяют на две большие группы: швейные и вышивальные. Иглы каждой группы имеют числовую нумерацию: швейные - №1-№12, а вышивальные (гобеленовые и трикотажные) - №13-№26. Чем больше номер иглы - тем она короче и тоньше.
Швейные иглы имеют маленькое ушко и острый кончик. В вышивке их используют для вышивания по плотным тканям, например, гладью. Применительно к вышивке крестом ими выполняют дополнительные стежки (стебельчатый шов, шов строчку, французские узелки и пр.)
Для самой вышивки крестом применяют гобеленовые иглы, которые отличаются длинным ушком (чтобы легко вставлять любую нить мулине в несколько сложений) и тупым кончиком (для свободного прохождения сквозь канву).
Неправильно выбранная игла значительно усложнит работу и повлияет на конечный результат вышивания. Слишком толстая игла будет расширять расстояние между нитями канвы и оставлять некрасивые дырки, слишком тонкая – приведет к расщеплению и быстрому истиранию нитей мулине.
Чем плотнее переплетение канвы – тем тоньше должна быть игла для свободного прохождения через нее.
Для выбора иглы можно использовать таблицу соответствия канвы к номеру иглы:
Канва Номер иглы
Aida6 18
Aida8 19/20
Aida11 21/22
Aida14 23/24
Aida16 24/25
Aida18 25/26
Aida20 26
Соответствие диаметра иглы ее номеру:
№ иглы №13
№14 №15 №16
№17 №18 №19
Диаметр, мм
2,34 2,03 1,83 1,63 1,42 1,27 1,17
№ иглы №20
№21 №22 №23 №24 №25 №26
Диаметр, мм
1,09 1,02 0,94 0,86 0,76 0,69 0,61
Номер иглы определяет ее диаметр, а длина и внешний вид у разных производителей могут различаться. Оптимальный размер иглы подбирается индивидуально, исходя из критериев удобства. Что касается внешнего вида – определенных рекомендаций естественно нет. Пробуйте, выбирайте – ассортимент достаточно широк.
Некоторые вышивальщицы используют двусторонние иглы, которые позволяют вышивать сразу двумя руками. Такая игла имеет большую длину и ушко посередине. Вышивальщица держит одну руку над закрепленной в раме вышивкой, другую – под рамой, что позволяет избежать лишних движений руками и поворотов иглы.
В последнее время появились иглы, покрытые тонким слоем драгоценного металла – платины или золота. Они более долговечны (не ржавеют и не пачкают ткань) и легко проходят сквозь канву. Очень удобны иглы с позолоченным ушком (сами они хромированные), которые позволяют легко вдевать нитки в ушко благодаря его контрастному цвету.
Не забывайте и об элементарных правилах безопасности: используйте игольницу для хранения игл и наперсток для сохранения пальчиков; не экономьте на качественных иглах, а иглы с зазубринами и дефектами сразу выбрасывайте. И каждая новая вышивка будет в удовольствие.
ОбъяснениеЛетописями называются памятники исторического содержания, в которых рассказывается о важнейших событиях истории государства.
Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: «в лето такое- то»... и сообщений о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: «В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже» (ничего не было»).
На первый взгляд кажется, что летописи так и велись — год за годом летописец добавлял все новые и новые записи, из которых постепенно составлялся объемистый том. Но это совсем не так.
Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всем, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летго- писцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.
Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания. Важные события нередко описывались в специальных повестях. В составе летописей до нас дошли многие литературные произведения — например, «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Начиная новую летопись, летописец очень бережно относился к тому, что было сделано его предшественниками. Когда удавалось дополнить и уточнить описания событий лет, они добавлялись к уже имевшимся под соответствующим годом записям. Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом летописец не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам.
Так постепенно составлялись обширные летописные своды. Не случайно один из их современников написал: «Если хочешь все узнать — прочти старый ростовский летописец».
Летописи писали в монастырях или при княжеских дворах. Каждый князь стремился к тому, чтобы при нем велась летопись, в которой отражались его деяния. В зависимости от богатства заказчика и возможностей летописцев рукописи украшались рисунками — миниатюрами. Так, текст «Радзивилловской летописи» сопровождается 617 миниатюрами.
Летописи были важнейшими документами своего времени. На них ссылались при составлении договоров и ведении дипломатических переговоров. Например, отправляясь в Орду, русские князья обязательно брали с собой летописи и, опираясь на них, обосновывали свои требования, решали спорные вопросы.
Начало летописания на Руси относится к 1060—1070 гг., когда монах Киево-Печер- ского монастыря Никон начал вести «Начальный свод» — древнейшую из сохранившихся летописей.
Наиболее яркой и красочной по изложению событий была написанная в XII веке Киевская летопись. В ней содержалось последовательное изложение событий с 1118 до 1200 гг. К ней была приложена другая древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», автором которой был летописец Нестор.
С начала XII в. летописание распространилось практически по всей Руси. Даже во времена татарского нашествия летописание продолжалось, то затухая, то вскоре вновь возникая в другом месте. Наибольшая его активность связана с концом XIV в., когда закончилось татаро-монгольское иго.
Одним из главных центров летописания была Москва. С 1568 по 1576 гг. в Москве создается «Лицевой летописный свод» — грандиозная летопись в 10 больших томах, украшенных более чем 16 тысячами миниатюр. С началом XVII в. летописание постепенно прекращается. На смену ему приходит хранение документов.
Но в отдаленных от центра районах — например, в Сибири — ведение летописных записей еще продолжалось. Правда, к концу XVII века летописание прекратилось и там. :
В арсенале каждой рукодельницы найдется множество игл разной длины и диаметра, с длинными и маленькими ушками, тупыми и острыми кончиками для каждого конкретного случая. Какая же игла подойдет для вышивания крестиком? Как правильно подобрать иглу к канве? Постараемся в этом разобраться.
Иглы подразделяют на две большие группы: швейные и вышивальные. Иглы каждой группы имеют числовую нумерацию: швейные - №1-№12, а вышивальные (гобеленовые и трикотажные) - №13-№26. Чем больше номер иглы - тем она короче и тоньше.
Швейные иглы имеют маленькое ушко и острый кончик. В вышивке их используют для вышивания по плотным тканям, например, гладью. Применительно к вышивке крестом ими выполняют дополнительные стежки (стебельчатый шов, шов строчку, французские узелки и пр.)
Для самой вышивки крестом применяют гобеленовые иглы, которые отличаются длинным ушком (чтобы легко вставлять любую нить мулине в несколько сложений) и тупым кончиком (для свободного прохождения сквозь канву).
Неправильно выбранная игла значительно усложнит работу и повлияет на конечный результат вышивания. Слишком толстая игла будет расширять расстояние между нитями канвы и оставлять некрасивые дырки, слишком тонкая – приведет к расщеплению и быстрому истиранию нитей мулине.
Чем плотнее переплетение канвы – тем тоньше должна быть игла для свободного прохождения через нее.
Для выбора иглы можно использовать таблицу соответствия канвы к номеру иглы:
Канва Номер иглы
Aida6 18
Aida8 19/20
Aida11 21/22
Aida14 23/24
Aida16 24/25
Aida18 25/26
Aida20 26
Соответствие диаметра иглы ее номеру:
№ иглы №13
№14 №15 №16
№17 №18 №19
Диаметр, мм
2,34 2,03 1,83 1,63 1,42 1,27 1,17
№ иглы №20
№21 №22 №23 №24 №25 №26
Диаметр, мм
1,09 1,02 0,94 0,86 0,76 0,69 0,61
Номер иглы определяет ее диаметр, а длина и внешний вид у разных производителей могут различаться. Оптимальный размер иглы подбирается индивидуально, исходя из критериев удобства. Что касается внешнего вида – определенных рекомендаций естественно нет. Пробуйте, выбирайте – ассортимент достаточно широк.
Некоторые вышивальщицы используют двусторонние иглы, которые позволяют вышивать сразу двумя руками. Такая игла имеет большую длину и ушко посередине. Вышивальщица держит одну руку над закрепленной в раме вышивкой, другую – под рамой, что позволяет избежать лишних движений руками и поворотов иглы.
В последнее время появились иглы, покрытые тонким слоем драгоценного металла – платины или золота. Они более долговечны (не ржавеют и не пачкают ткань) и легко проходят сквозь канву. Очень удобны иглы с позолоченным ушком (сами они хромированные), которые позволяют легко вдевать нитки в ушко благодаря его контрастному цвету.
Не забывайте и об элементарных правилах безопасности: используйте игольницу для хранения игл и наперсток для сохранения пальчиков; не экономьте на качественных иглах, а иглы с зазубринами и дефектами сразу выбрасывайте. И каждая новая вышивка будет в удовольствие.
Удачных Вам работ и правильных иголок!