3. составьте тезисный план текста, подчеркнув его структуру (вступление - основная часть – заключение). постарайтесь сделать так, чтобы количество тезисов не превышало пяти.
роспись северной двины − яркое самобытное явление в народном творчестве. расписные предметы утвари пользовались большим спросом в россии. поскольку они были в цене, источники, откуда они поступали, держались в секрете. до начала двадцатого века мало было известно о местах, где создавались эти чудесные изделия. в росписи, о которой идет речь, можно выделить три основных стиля.
к первому стилю относятся расписные изделия из деревень под общим названием мокрая едома красноборского района, в четырех километрах от пристани пермогорье.
характерной чертой пермогорской росписи является сюжетная композиция, сцены крестьянского быта, обрамленная изящным растительным узором на белом фоне. в решении цветовой гаммы пермогорской росписи белый цвет для фона и красный для узора, при этом желтый и зеленый цвета выступают как второстепенные, а черный цвет обрисовывает контур. основной мотив повторяется в лиственном узоре с большими цветами.
в девятнадцатом веке умельцы мокрой едомы любили раскрашивать посуду для праздничного стола такую, как для пива - скобкарь в форме утицы, братина - большой круглый сосуд на основании, ендова - чаша для меда или пива. в центре посуды часто изображали мифологического сирина, птицу с женской головой. набор деревянной посуды украшался серией картинок одного сюжета. фигуры людей и животных тоже включались в композиции. в целом, яркая роспись подчеркивала форму предмета.
ко второму стилю, для которого характерна роспись на белом фоне, можно отнести изделия мастеров борка, пучуги и тоймы. в борке, как и в пермогорье, на фоне большого разнообразия расписных деревянных предметов особый интерес вызывают прялки. с композиционной точки зрения, наносимый узор распадается на три части: верхняя часть изображает золотые окна с цветами, средняя − сказочных птиц, сидящих на цветущих кустах, а нижняя передает жанровые сцены. такое построение напоминает композицию иконы. впечатляет яркость цвета и кружево узора.
перекликаясь с пучугой, тоймой и борком, ракулка тоже гордится своими традициями в росписи. однако ее стиль отличается большим разнообразием. цвета расписных деревянных изделий ракулки - золотая охра и черный с темно-зеленым и коричнево -красным. орнамент, в основном, состоит из декоративных листьев с черной обводкой. верхняя и самая крупная часть орнамента украшена изогнутой ветвью, для окраски листьев которой выбирают два или более цвета.
расписные изделия двадцатого века демонстрируют высокий уровень мастерства умельцев с берегов северной двины.
Мезолитте мамонт, мүйізтұмсық сияқты ірі және табын болып жүретін аңдар жойылып кетті. Жеке жүретін бұғы, қабан секілді аңдарды қуып жүріп аулау қажеттігінен аңшылар садақ пен жебені ойлап тапты. Садақ аңды алыстан атуға мүмкіндік берді. Сондықтан мезолит дәуірінің басты жаңалығы садақ пен жебе болып есептеледі.
Бұл дәуірдің үлкен жаңалығының бірі — ұзындығы 1-2 см ұсақ жаңқа тастан жасалған құрал (микролит).
Археологтардың қазба жұмыстары кезінде мезолиттік ескерткіштер аз табылды. Қазақстан аумағында 20-дан астам мезолиттік тұрақ белгілі. Бұл дәуірде аңшылар бір жерде ұзақ мекендемегендіктен, олардың баспаналары да тұрақты болмады. Мезолит дәуіріндегі адамдар үнемі жайылымдарын ауыстырып, өрістеп отырған аңдардың соңынан ілесіп көшіп жүрді. Аңшылар Ертіс, Есіл, Тобыл, Торғай, Жайық өзендерінің бойын мекендеген.
Мезолиттік баспаналар тұрақты болмады. Баспаналар жеңіл қос секілді, ағаштан айқастырыла құрылып, үстінен аң терісі жабылатын. Есіл өзені аңғарынан қабырғалары терең көмілген, көлемі 40-60 шаршы метр болатын осындай баспана табылды.
1. Дед Мазай рассказывает о том, как весной, во время половодья, он зайцев, которые попали в беду.
2. Считается, что зайца называют косым из-за особенностей его органов зрения. ... Когда заяц бежит от врага, его взгляд обращен назад (косит назад), из-за чего, кстати, могут произойти столкновения с деревьями и прочими препятствиями.
3,4. О весне.
К нам в половодье весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой —
Зайцы на нем собралися гурьбой
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
5. Мазай выпустил зайцев в безопасном месте.
6. Я думаю, главная мысль стихотворения – любовь к природе. Некрасов дает нам урок любви к природе, причем любви бережной и разумной.