Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных .
Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Большинство этих аспектов, за исключением совершенствования координационных , получило широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем, горнолыжный спорт, как один из сложно-координационных видов спорта, нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов координационных .
Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных в горных лыжах разработана недостаточно.
Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития различных видов координационных у горнолыжников носят несистематизированный характер. В практике работы тренеров отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных с учетом индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса.
Все это послужило для поиска путей целенаправленного дифференцированного подхода к решению задач, связанных ссовершенствованием координационных у юных горнолыжников.
Таким образом, целью нашей работы является изучение координационных , в соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику и виды координационных ,
2. Изучить средства и методы развития координационных ,
3. Рассмотреть формы проявления и критерии оценки координационных у юных горнолыжников.
Объектом исследования являются координационные , а предметом: средства и методы развития координационных . Методом исследования используется изучение и анализ литературных источников.
1. Характеристика и виды координационных
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные ». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные » может служить термин «координация» (от лат. Coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).
Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие- то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).
Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы».
Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна (1947, 1991), главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, — исключение избыточных степеней свободы.
В каком году разворачиваются события (лето 1933-го года)
Чем заняты жители деревни? (Убирают урожай)
Как решают поступить мальчики Санька, Ваня и Петя? (Братья отправляются на заимку к матери)
Какой путь предстоит братьям, как они добираются к ней? (Трудный путь, - "всевышний пособил" пройти дорогу через ущелье, речку, таежную седловину)
Как уговаривают старшие братья Петю? Они его подбадривают, временами несут на "закукорках".
Как придумывают Санька и Ванюха научить Петю пройти последнее расстояние? Говорят про маму, которая ждет сына и припасла шкалик с молоком
Как Петя потерялся? Старшие братья заснули, уставшие, а младший мальчик двинулся к маме сам.
Как искали Петю? Повсюду, всей деревней.
Что снится матери, спустя тридцать лет? Мальчик в белой рубашке, поднимающийся в гору и уходящий босыми ножками.
Что символизирует "Мальчик в белой рубашке" Астафьева? Нелегкую крестьянскую жизнь, когда простым людям приходилось тяжело, время тогда было непростое, голодное, а дети, предоставленные сами себе, бывало, что погибали.
Достижение высоких спортивных результатов в условиях возрастающей конкуренции требует постоянного совершенствования технического мастерства спортсменов. Одним из наиболее перспективных направлений технической подготовки высококвалифицированных спортсменов является совершенствование координационных .
Техническая подготовка осуществляется за счет скоростно-силовых характеристик, совершенствования координации движений и повышения устойчивости технических действий к различным сбивающим факторам. Большинство этих аспектов, за исключением совершенствования координационных , получило широкое отражение в современной научной литературе и в практике работы тренеров. Вместе с тем, горнолыжный спорт, как один из сложно-координационных видов спорта, нуждается в создании системы целенаправленного развития различных видов координационных .
Анализ научно-методической литературы и опрос тренеров показал, что проблема формирования, развития и совершенствования координационных в горных лыжах разработана недостаточно.
Сведения о возрастных закономерностях и сенситивных периодах развития различных видов координационных у горнолыжников носят несистематизированный характер. В практике работы тренеров отсутствуют научно обоснованные программы совершенствования координационных с учетом индивидуально типологических особенностей, что приводит к снижению эффекта тренировочного процесса.
Все это послужило для поиска путей целенаправленного дифференцированного подхода к решению задач, связанных ссовершенствованием координационных у юных горнолыжников.
Таким образом, целью нашей работы является изучение координационных , в соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть характеристику и виды координационных ,
2. Изучить средства и методы развития координационных ,
3. Рассмотреть формы проявления и критерии оценки координационных у юных горнолыжников.
Объектом исследования являются координационные , а предметом: средства и методы развития координационных . Методом исследования используется изучение и анализ литературных источников.
1. Характеристика и виды координационных
Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные ». Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию.
В качестве отправной точки при определении понятия «координационные » может служить термин «координация» (от лат. Coordination — согласование, сочетание, приведение в порядок).
Что же касается самого определения «координация движений», то содержание этого понятия более многообразно, чем буквальный перевод с латинского. В настоящее время существует большое количество определений координации движений. Все они, в той или иной степени, подчеркивают какие- то отдельные аспекты этого сложного явления (физиологический, биомеханический, нейрофизиологический, кибернетический).
Еще в 1946 году в книге «Физиология человека» крупнейший и авторитетнейший отечественный ученый в области биомеханики человека, физиологии активности и теории управления движениями Н.А. Бернштейн писал: «Координация движений есть не что иное, как преодоление избыточных степеней свободы наших органов движений, т.е. превращение их в управляемые системы».
Это определение и по сей день является одним из наиболее распространенных и общепризнанных. По мнению Н.А. Бернштейна (1947, 1991), главной трудностью управления двигательного аппарата является преодоление избыточных степеней свободы. Как известно, по подсчету О. Фишера (1906), с учетом возможных перемещений между туловищем, головой и конечностями в человеческом теле находится не менее 107 степеней свободы (возможных основных направлений движений). Например, только руки и ноги имеют по 30 степеней свободы. Поэтому основная задача, которую должен решить человек при координации движений, — исключение избыточных степеней свободы.
В каком году разворачиваются события (лето 1933-го года)
Чем заняты жители деревни? (Убирают урожай)
Как решают поступить мальчики Санька, Ваня и Петя? (Братья отправляются на заимку к матери)
Какой путь предстоит братьям, как они добираются к ней? (Трудный путь, - "всевышний пособил" пройти дорогу через ущелье, речку, таежную седловину)
Как уговаривают старшие братья Петю? Они его подбадривают, временами несут на "закукорках".
Как придумывают Санька и Ванюха научить Петю пройти последнее расстояние? Говорят про маму, которая ждет сына и припасла шкалик с молоком
Как Петя потерялся? Старшие братья заснули, уставшие, а младший мальчик двинулся к маме сам.
Как искали Петю? Повсюду, всей деревней.
Что снится матери, спустя тридцать лет? Мальчик в белой рубашке, поднимающийся в гору и уходящий босыми ножками.
Что символизирует "Мальчик в белой рубашке" Астафьева? Нелегкую крестьянскую жизнь, когда простым людям приходилось тяжело, время тогда было непростое, голодное, а дети, предоставленные сами себе, бывало, что погибали.