Раньше желательные для общественного строя качества как бы заранее задавались коммунистической идеологией. Теперь же, в условиях ликвидации монополии одного мировоззрения, на смену человеку «запрограммированному» приходит человек «самоорганизующийся», свободно выбирающий свои политические и идеологические ориентации. Можно предположить, что идеи политической демократии правового государства, свободы выбора, установки демократической культуры не пользуются популярностью у россиян. Прежде всего, потому, что в сознании россиян активизирована несправедливость сегодняшнего общественного устройства, связанного с ростом дифференциации. Признание частной собственности как ценности может не иметь ничего общего с признанием ее как объекта и основы трудовой деятельности: частная собственность в глазах многих – лишь дополнительный источник (реальный или символический) потребительских благ. Ничего нового тут нет: это хорошо знакомая черта советской ментальности, меняющая в соответствии с духом времени внешнюю окраску. Насколько же значима для индивидов, социализировавшихся в условиях командно-административной системы, свобода, независимость существования и другие ценности, которые предполагает рыночная система? Ведь у каждой общественной системы существуют свои ограничения, и может случиться так, что часть членов общества не захочет терять прежние свободы взамен большего числа новых, но совершенно иных свобод, которые могут оказаться просто чуждыми этой части россиян.
К личным правам, которые в науке конституционного права также часто именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные акты (напр. , Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. ) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие: право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др. права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.
именуются гражданскими, относится совокупность естественных и неотчуждаемых
основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не
зависящих от его принадлежности к конкретному государству. Эти права и
свободы составляют основу всего правового статуса человека. Международные
акты (напр. , Международный пакт о гражданских и политических правах 1966
г. ) и конституции обычно относят к личным правам и свободам следующие:
право на жизнь, право на свободу, физическую целостность и личную
неприкосновенность, право не подвергаться пыткам или жестокому, унижающему
человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и
доброго имени, право на свободное передвижение и свободный выбор места
жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее
возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, право человека на
признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести
и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою
национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые др.
права. Личным посвящены статьи 20-29 Конституции РФ 1993 г.