Что было общего в развитии римского и афинского полисов и чем они отличались? Как осуществлялось управление Римом? Какие особенности были присущи царской власти в Риме?
На ранних этапах своей истории оба полиса управлялись царями. Но римлянами на последних этапах существования царской власти правили иностранцы – этруски. Царскую власть римляне свергли насильственным путём, в то время как в Афинах отказ от ней прошёл мирно. После исчезновения царской власти и Афинами, и Римом управлял совет старейшин из числа знатнейших граждан, но в Афинах его роль со временем всё более снижалась, в то время как власть совета старейшин (сената) над римлянами сохранялась фактически до I в. до н.э. (формально – вообще до III в. н.э.). И афинские, и римские граждане в результате реформ известных законодателей (соответственно, Солона и Сервия Туллия) были разделены на имущественные классы. Однако в Афинах все граждане, пусть и составлявшие меньшинство населения полиса, были равноправными, а в римском гражданском коллективе выделялись патриции и плебеи, причём права последних на ранних этапах существования республики были сильно урезаны. Также у римлян существовал ряд уникальных государственных институтов (диктаторов и начальников конницы, народных трибунов, цензоров).
Римской республикой управлял сенат, состоявший из всех бывших должностных лиц начиная с квесторов. Непосредственное управление городом, а главное в условиях непрерывных войн – войском руководило 2 избранных всеми гражданами консула (в некоторые периоды борьбы плебеев с патрициями их заменяло 6 военных трибунов с консульскими полномочиями). Им подчинялись преторы и более низшие коллегии с разными полномочиями. Все избирались всеобщим голосованием граждан. Особняком стояла коллегия народных (или плебейских) трибунов, члены которой избирались только плебеями из только из плебеев. Они обладали правом блокировать любые решения, принятые на любом уровне, если они противоречили интересам плебеев. Правда, они могли блокировать и решения друг друга, что использовалось в ходе политических комбинаций. Также в принятии государственных решений участвовало народное собрание, где правом голоса обладали все граждане. Оно же было высшим судом, к которому мог апеллировать любой обвиняемый. Существовали также экстраординарные магистратуры. Периодически избирались цензоры для уточнения списков граждан и сенаторов. В случае большой опасности для государства сенат принимал решение избрать диктатора. Тогда консул, у которого в этот день была верховная власть (они обладали её на один день по очереди) назначал диктатора, тот назначал начальника конницы. Диктатор не подчинялся никому, кроме сената, его избрание урезало многие гражданские права, однако начальник конницы несколько ограничивал его полномочия, получая сходные. Из вышесказанного видно, что система управления римской республикой восходит к общеполисным институтам, но имеет целый ряд уникальных особенностей.
Римской республикой управлял сенат, состоявший из всех бывших должностных лиц начиная с квесторов. Непосредственное управление городом, а главное в условиях непрерывных войн – войском руководило 2 избранных всеми гражданами консула (в некоторые периоды борьбы плебеев с патрициями их заменяло 6 военных трибунов с консульскими полномочиями). Им подчинялись преторы и более низшие коллегии с разными полномочиями. Все избирались всеобщим голосованием граждан. Особняком стояла коллегия народных (или плебейских) трибунов, члены которой избирались только плебеями из только из плебеев. Они обладали правом блокировать любые решения, принятые на любом уровне, если они противоречили интересам плебеев. Правда, они могли блокировать и решения друг друга, что использовалось в ходе политических комбинаций. Также в принятии государственных решений участвовало народное собрание, где правом голоса обладали все граждане. Оно же было высшим судом, к которому мог апеллировать любой обвиняемый. Существовали также экстраординарные магистратуры. Периодически избирались цензоры для уточнения списков граждан и сенаторов. В случае большой опасности для государства сенат принимал решение избрать диктатора. Тогда консул, у которого в этот день была верховная власть (они обладали её на один день по очереди) назначал диктатора, тот назначал начальника конницы. Диктатор не подчинялся никому, кроме сената, его избрание урезало многие гражданские права, однако начальник конницы несколько ограничивал его полномочия, получая сходные. Из вышесказанного видно, что система управления римской республикой восходит к общеполисным институтам, но имеет целый ряд уникальных особенностей.