Новому президенту, новому правительству и Федеральному Собранию досталось сложное наследство. Перед ними встал ряд проблем в следующих сферах:
• экономической — внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности;
• финансовой — незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
• федеративных отношений — этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей;
• административно-управленческой влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция;
• социальной — низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад.
Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение его второго президентства. (В марте 2004 г. он был избран президентом на второй срок.) Прежде всего необходимо было укрепить центральную власть, противостоять разрушительным центробежным тенденциям, а также политическому давлению сколотивших огромные состояния в 1990-е гг. денежных олигархов. Был предпринят ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относились: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нём стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации
Несмотря на определённые достижения в социальной сфере, в конце 2011 — начале 2012 г. наблюдалось общественное недовольство коррупцией и бюрократизмом, оживление требований к назревшей демократизации общества. На фоне думских и президентских выборов активизировалась оппозиция, как право-либеральная, так и крайняя левая. Довольно многолюдные митинги были проведены в Москве, например на Болотной площади. Необходимость дальнейшей демократизации общественной жизни признала и государственная власть. Так, были приняты решения об избрании губернаторов и облегчении правил юридической регистрации политических партий.
Выборы 2011 г. в Государственную Думу подтвердили доминирующее положение в ней «Единой России», которая, располагая подавляющим числом голосов в Думе и Совете Федерации, в состоянии принимать законы даже в случае противодействия со стороны других политических партий. Партийный состав Думы демонстрировал устойчивость. Кроме «Единой России» фракции в Думе сформировали КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (В. В. Жириновский) и «Справедливая Россия» (С. М. Миронов).
В марте 2012 г. В, В. Путин принял участие в очередных президентских выборах и, одержав победу, был избран Президентом РФ в третий раз на шестилетний срок (до выборов 2012 г. Президент РФ избирался на четыре года). Д. А. Медведев возглавил «Единую Россию» и как лидер партии, доминирующей в законодательных органах страны, стал Председателем Правительства РФ.
В 2014 г. Россия столкнулась с серьёзными политическими и экономическими трудностями, вызванными политикой санкций со стороны стран Запада в связи с событиями в Украине и воссоединением (после референдума) Крыма. Однако это не пошатнуло стабильности политического режима и не повлияло на высокий рейтинг Президента РФ, который руководству ется приоритетами, выдвинутыми в Послании Федеральному собранию Российской Федерации ещё в 2002 г.: «Наши цели неизменны — демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное — повышение уровня жизни нашего народа».
• экономической — внешний долг, низкий уровень инвестиций, криминализация промышленной и торговой деятельности;
• финансовой — незначительный золотовалютный резервный фонд, дефицит бюджета, низкая собираемость налогов;
• федеративных отношений — этнократические тенденции в национальных республиках, несогласованность их конституций с Конституцией РФ, своеволие региональных властей;
• административно-управленческой влияние олигархов и лоббистов на принятие решений разными органами власти, разбухший и малоэффективный чиновничий аппарат, коррупция;
• социальной — низкий уровень жизни большой части населения, маленькие пенсии, безработица, демографический спад.
Все эти задачи постепенно (хотя и не в полной мере) решались и в первое президентство В. В. Путина, и в течение его второго президентства. (В марте 2004 г. он был избран президентом на второй срок.) Прежде всего необходимо было укрепить центральную власть, противостоять разрушительным центробежным тенденциям, а также политическому давлению сколотивших огромные состояния в 1990-е гг. денежных олигархов. Был предпринят ряд мер по укреплению вертикали власти. К ним относились: изменение порядка формирования Совета Федерации (в нём стали заседать не губернаторы, а представители местных органов власти), образование на территории России семи административных округов, в которые вошли как области и края, так и национально-государственные образования. Конституции республик были приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации
Выборы 2011 г. в Государственную Думу подтвердили доминирующее положение в ней «Единой России», которая, располагая подавляющим числом голосов в Думе и Совете Федерации, в состоянии принимать законы даже в случае противодействия со стороны других политических партий. Партийный состав Думы демонстрировал устойчивость. Кроме «Единой России» фракции в Думе сформировали КПРФ (лидер Г. А. Зюганов), ЛДПР (В. В. Жириновский) и «Справедливая Россия» (С. М. Миронов).
В марте 2012 г. В, В. Путин принял участие в очередных президентских выборах и, одержав победу, был избран Президентом РФ в третий раз на шестилетний срок (до выборов 2012 г. Президент РФ избирался на четыре года). Д. А. Медведев возглавил «Единую Россию» и как лидер партии, доминирующей в законодательных органах страны, стал Председателем Правительства РФ.
В 2014 г. Россия столкнулась с серьёзными политическими и экономическими трудностями, вызванными политикой санкций со стороны стран Запада в связи с событиями в Украине и воссоединением (после референдума) Крыма. Однако это не пошатнуло стабильности политического режима и не повлияло на высокий рейтинг Президента РФ, который руководству ется приоритетами, выдвинутыми в Послании Федеральному собранию Российской Федерации ещё в 2002 г.: «Наши цели неизменны — демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства. И самое главное — повышение уровня жизни нашего народа».