Гражданин Таджиев работал шофером, на закрепленной за ним автомашине, перевозил аммиачную воду от железнодорожной станции на поля сельхозкооператива. В один из рейсов он с целью лова рыбы слил в реку из цистерны примерно 200 литров аммиачной воды, отчего произошло загрязнение реки, и массовая гибель рыбы. Что является объектом преступления Таджиева? Какую ответственность он должен нести?
Відповідь:
Он был посредником в этом деле, представителем жителей города, по которых поехал на переговоры к Святославу, отцу Глеба. У него была репутация человека, которому важна "Божья правда", по таким канонам он и сам жил, ставя божью наивысшую справедливость над человеческой и княжеской. Поэтому жители города ему доверяли и послали именно его на переговоры. На тот момент город остался без князя (Ростислав, который выгнал Глеба, был отравлен и умер). Никон поехал высказать князю требование города в новом князе, и таким образом Глеб снова вернулся княжить в Тмутаракань.
Пояснення: этот вопрос уже был на этом сайте
Пять свяще́нных за́поведей (Панчашила[1]; пали: pañca-sīla; санскр. pañca-śīla, буквально «пять добродетелей», «пять обетов» или «пять заповедей»)[2] — базовый кодекс буддийской этики, принимаемый буддистами-мирянами в традициях как Тхеравады, так и Махаяны на время или на постоянной основе. Известны также как заповеди и обеты. Принятие пяти обетов — часть религиозного обращения в буддизм и одна из регулярных практик буддистов-мирян обеих традиций. Соблюдающий эти правила постоянно называется упасака (мужчина) или упасика (женщина). Принятие и соблюдение заповедей также обязательно для буддистов-мирян непосредственно до и во время получения посвящений и т. д. В традиции Махаяны их иногда называют заповедями шравакаяны (шравакаяна
(англ.)
рус.
, санскр. śrāvakayāna, колесница слушателей-шраваков), в отличие от заповедей бодхисаттвы. Эти пять заповедей лежат в основе нескольких положений монашеской буддийской доктрины. Что касается их основополагающей роли в буддийской этике, то она сопоставима с десятью заповедями в авраамических религиях и этическим кодексомконфуцианства.Первая заповедь запрещает убивать как людей, так и животных. Помимо прямого запрета на убийство, в традиции её интерпретируют как запрет смертной казни[3], эвтаназии[4], в подавляющем случае самоубийств и рекомендацию воздерживаться от абортов[5][6]. Вторая заповедь запрещает воровство. Третья заповедь касается прелюбодеяния во всех его формах и определяется современными учителями в таких терминах, как сексуальная ответственность и долго обязательства. Четвёртая заповедь исключает лживые высказывания и заявления, а также оскорбления, ругань и сплетни. Пятая заповедь запрещает употреблять алкоголь, наркотики и другие средства опьянения[7][8].
В основе соблюдения пяти заповедей лежит принцип непричинения вреда (пали ahiṃsa). Палийский канон предлагает сравнивать себя с другими и действовать, исходя из этого. Основу этих заповедей составляют сострадание и вера в кармические последствия
(англ.)
рус.
. Принятие пяти заповедей является частью обычной ритуальной практики мирян, выполняемой как дома, так и в местном храме. Однако степень соблюдения обетов зависит от конкретного места и времени. Люди хранят их с намерением развивать себя, а также из страха перед плохим перерождением.
Некоторые учёные сравнивают пять священных обетов с принципами прав человека.
Роль пяти заповедей в буддийской доктрине
Буддийские писания рассматривают пять заповедей как минимальный стандарт буддийской морали[9], который, наряду с монашескими правилами, составляет её самую важную систему[10]. В целом все буддийские заповеди[11], включая эти пять, соотносятся с термином шила (пали sīla). Однако это слово также относится к добродетели и нравственности, лежащим в основе духовного пути к просветлению
(англ.)
рус.
. Таким образом, заповеди являются правилами или руководящими принципами развития ума и для достижения прогресса на этом пути[12]. Пять заповедей являются элементами таких аспектов Благородного восьмеричного пути, центрального учения буддизма, как правильная речь, правильные действия и правильные средства к существованию[12][13]. Кроме того, считается, что практика пяти заповедей и прочих аспектов шила (пали śīla) приносит заслуги для создания хорошей кармы[14][15] и взращивает социальные ценности, гармонизирующие общество[8][16]. Нарушение предписаний, в свою очередь, противоречит принципам гармоничного социума[17]. В буддийских текстах идеальным, праведным является общество, в котором люди соблюдают пять заповедей[18]. В своих проповедях Будда акцентировал внимание не на наказании за несоблюдение заповедей, опираясь не на страх или совесть своих последователей, а на здравый смысл, благодаря которому при выполнении данных заповедей станет более возможной «личная и социальная гармония»[19].