Подписывая Манифест 17 октября, Николай 11 заявил: «России даруется конституция». Однако на деле это была не конституция, а декларация о намерениях. Обещания, данные в нём, требовали законодательного закрепления. В апреле 1906 г. Николай П утвердил новую редакцию Основных законов Российской империи.
В первой главе, называвшейся «О существе верховной самодержавной власти», определялась роль императора в политической сисхеме государства. В новой редакции законов была сохранена статья разработанного в царствование Николая I Свода законов Российской империи, гласившая: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Особа государя провозглашалась священной и неприкосновенной. Императору принадлежало право законодательного почина, никакой закон не мог иметь силу без императорского утверждения.
«Власть управления во всём её объёме, — определяла статья 10 Основных государственных законов, — принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского». Император объявлялся верховным руководителем всей внешней политики и «державным вождём российской армии и флота», имел право объявлять войну и заключать мир, назначать председателя Совета министров.
В то же время статья 7 зафиксировала: «Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». Власть императора, прежде безраздельная, — ограничивалась.
Созданный ещё в 1810 г. законосовещательный Государственный совет становился верхней законодательной палатой и был призван участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой. Половина членов Государственного совета назначалась императором, половина — избиралась. Выборное представительство было очень показательным. Российское общество в Государственном совете представляли посланцы от губернских земских собраний (по одному от каждого), губернских дворянских обществ, торговых и промышленных объединений, Православной церкви (избирались Синодом), университетов и Петербургской академии наук. Консервативный по своему составу Государственный совет должен был стать противовесом Государственной думе.
В первой главе, называвшейся «О существе верховной самодержавной власти», определялась роль императора в политической сисхеме государства. В новой редакции законов была сохранена статья разработанного в царствование Николая I Свода законов Российской империи, гласившая: «Императору всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть. Повиноваться власти его не только за страх, но и за совесть сам Бог повелевает». Особа государя провозглашалась священной и неприкосновенной. Императору принадлежало право законодательного почина, никакой закон не мог иметь силу без императорского утверждения.
«Власть управления во всём её объёме, — определяла статья 10 Основных государственных законов, — принадлежит государю императору в пределах всего государства Российского». Император объявлялся верховным руководителем всей внешней политики и «державным вождём российской армии и флота», имел право объявлять войну и заключать мир, назначать председателя Совета министров.
В то же время статья 7 зафиксировала: «Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой». Власть императора, прежде безраздельная, — ограничивалась.
Созданный ещё в 1810 г. законосовещательный Государственный совет становился верхней законодательной палатой и был призван участвовать в законодательной деятельности на равных правах с Государственной думой. Половина членов Государственного совета назначалась императором, половина — избиралась. Выборное представительство было очень показательным. Российское общество в Государственном совете представляли посланцы от губернских земских собраний (по одному от каждого), губернских дворянских обществ, торговых и промышленных объединений, Православной церкви (избирались Синодом), университетов и Петербургской академии наук. Консервативный по своему составу Государственный совет должен был стать противовесом Государственной думе.