Символы и художественные детали расширяют пространство пьесы, создают «подводное течение», сосредоточивают в себе скрытый смысл.
Центральный образ-символ пьесы — вишневый сад, который связан с представлением об исторической судьбе старой России. Кроме того, сад — символ исторической и личной памяти, вечного обновления жизни.
Много в пьесе звуков-символов. Звук лопнувшей струны символизирует предчувствие перемен, тревожное ожидание. Символичны и слова Фирса о гудящем самоваре: так же было и «перед несчастьем», перед «волей».
Символичен образ Прохожего, который просит у Раневской денег, цитирует Некрасова, называет ее «мадемуазель», а себя — «голодным россиянином».
Символично чревовещание Шарлотты: все герои пьесы говорят «не своим голосом».
Художественные детали также позволяют Чехову сказать больше и не быть категоричным. Такой «говорящей» деталью являются калоши Пети Трофимова, черное платье Вари, пенсне Гаева, бильярд, скрипящие сапоги Епиходова.
Центральный образ-символ пьесы — вишневый сад, который связан с представлением об исторической судьбе старой России. Кроме того, сад — символ исторической и личной памяти, вечного обновления жизни.
Много в пьесе звуков-символов. Звук лопнувшей струны символизирует предчувствие перемен, тревожное ожидание. Символичны и слова Фирса о гудящем самоваре: так же было и «перед несчастьем», перед «волей».
Символичен образ Прохожего, который просит у Раневской денег, цитирует Некрасова, называет ее «мадемуазель», а себя — «голодным россиянином».
Символично чревовещание Шарлотты: все герои пьесы говорят «не своим голосом».
Художественные детали также позволяют Чехову сказать больше и не быть категоричным. Такой «говорящей» деталью являются калоши Пети Трофимова, черное платье Вари, пенсне Гаева, бильярд, скрипящие сапоги Епиходова.