Правление Хрущева возродило в жизни страны старую схему развития: после реформ, после хорошего начала последовали контрреформы. В 1953-1958 гг. преобладали разумные, назревшие изменения в различных сферах жизни страны.
В экономической сфере в 50–х годах большое значение придавалось научно–техническому прогрессу. Руководство КПСС понимало необходимость ускорения научно-технического прогресса, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике, советы на предприятиях, стали поощряться инициатива и самостоятельность ученых, рационализаторов, изобретателей. Появились Институт физики высоких давлений, Институт полупроводников, Институт электронных управляющих машин, крупнейший в мире Институт ядерных исследований в Дубне. С 1950 по 1970 г. выросли расходы на науку, а численность научных работников за тот же период увеличилась в 6 раз.
Во второй половине 50-х годов было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу. В 50-е годы в СССР впервые в мире появились атомная электростанция, атомный ледокол «Ленин», суда на подводных крыльях. В 1956 г. появился первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-10Был запущен первый в мире искусственный спутник Земли и осуществлен первый в мире космический полет человека – Юрия Алексеевича Гагарина (12 апреля 1961 г.). 50-е годы были периодом заметного экономического подъема. Ежегодные темпы прироста продукции промышленности в эти годы составили 10-15% против 7,6% запланированных.
Хрущев считал себя специалистом по сельскому хозяйству. Было ослаблено налоговое бремя, лежавшее на колхозниках. В 1954-1960 гг. было освоено 60 млн. гектаров целинных и залежных земель в Северном Казахстане, Сибири, на Алтае. Значительно увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. В 1958 г. колхозам была передана сельскохозяйственная техника.
В 50-х – начале 60-х годов были открыты огромные залежи нефти и газа, других полезных ископаемых в Западной Сибири.
Научно-технический прогресс в стране во многом обеспечивался хорошим качеством образования, которое также подверглось реформированию. В народном образовании в 1958 году вместо обязательной семилетки и полного десятилетнего образования вводилась система обязательного восьмилетнего обучения, после которого выпускники в обязательном порядке должны были три года отработать на производстве. При поступлении в вуз требовался обязательный производственный стаж. Производственное обучение вводилось в школе, но оказалось весьма неэффективным. Появились заочные и вечерние отделения в вузах, а также заводы-втузы на базе крупнейших предприятий. Идея сближения школы с жизнью, с производством воплощалась в реальность с трудом и уже в 1964 г. был установлен двухлетний срок обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней.
Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности.
Аргументы в подтверждение:
— после смерти Сталина в партии шла острая борьба за власть между Берией, который выступил с радикальной программой обновления, и Хрущевым, который истолковал либерализм Берии как стремление захватить власть;
— арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить личную власть;
— политика «десталинизации» была наиболее привлекательным для общества вариантом развития;
— политика «десталинизации» не была полной и последовательной, критика шла только в рамках дозволенного партией.
Аргументы в опровержение:
— смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями;
— в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли восстания;
— в обществе назревал социальный протест;
— культ личности был осужден как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.
В экономической сфере в 50–х годах большое значение придавалось научно–техническому прогрессу. Руководство КПСС понимало необходимость ускорения научно-технического прогресса, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Был создан Государственный комитет Совета Министров СССР по новой технике, советы на предприятиях, стали поощряться инициатива и самостоятельность ученых, рационализаторов, изобретателей. Появились Институт физики высоких давлений, Институт полупроводников, Институт электронных управляющих машин, крупнейший в мире Институт ядерных исследований в Дубне. С 1950 по 1970 г. выросли расходы на науку, а численность научных работников за тот же период увеличилась в 6 раз.
Во второй половине 50-х годов было прекращено производство паровозов, осуществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепловую тягу. В 50-е годы в СССР впервые в мире появились атомная электростанция, атомный ледокол «Ленин», суда на подводных крыльях. В 1956 г. появился первый советский реактивный пассажирский самолет ТУ-10Был запущен первый в мире искусственный спутник Земли и осуществлен первый в мире космический полет человека – Юрия Алексеевича Гагарина (12 апреля 1961 г.). 50-е годы были периодом заметного экономического подъема. Ежегодные темпы прироста продукции промышленности в эти годы составили 10-15% против 7,6% запланированных.
Хрущев считал себя специалистом по сельскому хозяйству. Было ослаблено налоговое бремя, лежавшее на колхозниках. В 1954-1960 гг. было освоено 60 млн. гектаров целинных и залежных земель в Северном Казахстане, Сибири, на Алтае. Значительно увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. В 1958 г. колхозам была передана сельскохозяйственная техника.
В 50-х – начале 60-х годов были открыты огромные залежи нефти и газа, других полезных ископаемых в Западной Сибири.
Научно-технический прогресс в стране во многом обеспечивался хорошим качеством образования, которое также подверглось реформированию. В народном образовании в 1958 году вместо обязательной семилетки и полного десятилетнего образования вводилась система обязательного восьмилетнего обучения, после которого выпускники в обязательном порядке должны были три года отработать на производстве. При поступлении в вуз требовался обязательный производственный стаж. Производственное обучение вводилось в школе, но оказалось весьма неэффективным. Появились заочные и вечерние отделения в вузах, а также заводы-втузы на базе крупнейших предприятий. Идея сближения школы с жизнью, с производством воплощалась в реальность с трудом и уже в 1964 г. был установлен двухлетний срок обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней.
Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности.
— после смерти Сталина в партии шла острая борьба за власть между Берией, который выступил с радикальной программой обновления, и Хрущевым, который истолковал либерализм Берии как стремление захватить власть;
— арест Берии дал Хрущеву возможность укрепить личную власть;
— политика «десталинизации» была наиболее привлекательным для общества вариантом развития;
— политика «десталинизации» не была полной и последовательной, критика шла только в рамках дозволенного партией.
Аргументы в опровержение:
— смерть Сталина ослабила страх перед государством и репрессиями;
— в лагерях ГУЛАГа в 1953—1956 гг. прошли восстания;
— в обществе назревал социальный протест;
— культ личности был осужден как средство борьбы за власть в высших эшелонах власти.