Речь идет о событиях 1553 года, когда после похода на Казань Иван IV тяжело заболел и оставил завещание в пользу своего только что родившегося сына Дмитрия. Иван IV потребовал от царедворцев принести младенцу присягу. Многие придворные выразили сомнение в правильности присяги «пеленочнику», поскольку опасались очередной борьбы за власть среди бояр, и поэтому выразили предпочтение видеть на престоле двоюродного брата Ивана IV Владимира Старицкого. Этих сомнений царь боярам впоследствии не простил
Андрей Рублев в своих работах воспевал земной мир, красоту и благородство человека, что является редкостью для иконописца. Остальные мастера, наоборот, в своих работах пытались избежать любого соприкосновения с миром живых, полагая его «юдолью скорби», средоточием грехов. Известно, что для икон не позволено было позировать живым людям, поэтому в качестве натуры для иконописца нередко выступали трупы. Выглядели святые на иконах этих мастеров соответственно. Мудрость же Андрея Рублева заключается в его понимании самой сути иконы — божественного лика. Человек молится в надежде на спасение и утешение, он раскрывает себя перед иконой. Нет ничего прекраснее и возвышеннее человеческой души, вот, что понимал Андрей Рублев. И мастерство его было столь велико, что он умел уловить движения человеческой души и запечатлеть ее на иконе. Поэтому работы великого мастера вызывают интерес и в наше время.