Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это яркое сатирическое произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между главным героем пьесы Александром Андреевичем Чацким и представителями старой дворянской Москвы, в целом именуемыми фамусовским обществом.
Этот конфликт необходим был Грибоедову, как драматургу, для изображения и обличения пороков, существующих в современном ему обществе. Но почему такое противостояние было неизбежно?
Взгляды Чацкого на жизнь радикальным образом отличаются от взглядов Фамусова, Скалозуба, Хлестовой и подобных им персонажей. Но происходит это вовсе не потому, что Александр Андреевич является представителем нового поколения. Возлюбленная героя Софья и ее поклонник Молчалин так же молоды и, казалось бы, должны разделять убеждения Чацкого. Но они не разделяют.
Не разделяют, потому что с ранних лет привыкли жить по законам фамусовского общества, где главную роль играют чины и богатство, за спинами людей плетутся интриги и каждый день похож один на другой. И такой жизни им вполне достаточно.
Чацкий же совершенно иной. Благодаря своему пытливому уму, он постоянно чего-то ищет, переезжает с места на место, бросает карьеру, так как не желает «прислуживаться». Конечно же, такой человек не сможет разделить интересов фамусовского общества. Больше того, основу характера Чацкого составляет не только свободомыслие, но еще и пылкость натуры. «Ум с сердцем не в ладу», — как утверждает сам герой. И это заставляет его открыто отстаивать свои убеждения, что переносит конфликт уже в иную плоскость, делая Чацкого не только изгоем, но и опасным человеком.
Фамусов и его окружение начинают бояться Чацкого этим разрастанию конфликта. Таким образом, прорисовывается очевидная неизбежность того, что в дальнейшем страсти будут лишь накаляться. И единственным остудить атмосферу становится исключение героя из общества — признание его сумасшедшим. Ведь только в этом случае бунтарские речи его лишаться смысла и перестанут нести угрозу. И именно к такому низкому приему прибегает Софья, сказав что Чацкий «не в своем уме».
И Чацкий, высмеиваемый и гонимый ненавистным ему обществом, вынужден бежать из Москвы. Потому что здесь его ждет только разочарование, ведь он никогда не смириться и не примет законов фамусовского круга.
Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а также положению в обществе. Их цель - карьера и обогащение. Конфликт между ними и людьми, подобными Чацкому, неизбежен. Они видят в нем угрозу своему привычному, комфортному и спокойному существованию, гарантиям того, что их положение в обществе не изменится. Поэтому они с таким облегчением и охотой верят в слух о его сумасшествии, в таком качестве он безопасен для их идеологии
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это яркое сатирическое произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между главным героем пьесы Александром Андреевичем Чацким и представителями старой дворянской Москвы, в целом именуемыми фамусовским обществом.
Этот конфликт необходим был Грибоедову, как драматургу, для изображения и обличения пороков, существующих в современном ему обществе. Но почему такое противостояние было неизбежно?
Взгляды Чацкого на жизнь радикальным образом отличаются от взглядов Фамусова, Скалозуба, Хлестовой и подобных им персонажей. Но происходит это вовсе не потому, что Александр Андреевич является представителем нового поколения. Возлюбленная героя Софья и ее поклонник Молчалин так же молоды и, казалось бы, должны разделять убеждения Чацкого. Но они не разделяют.
Не разделяют, потому что с ранних лет привыкли жить по законам фамусовского общества, где главную роль играют чины и богатство, за спинами людей плетутся интриги и каждый день похож один на другой. И такой жизни им вполне достаточно.
Чацкий же совершенно иной. Благодаря своему пытливому уму, он постоянно чего-то ищет, переезжает с места на место, бросает карьеру, так как не желает «прислуживаться». Конечно же, такой человек не сможет разделить интересов фамусовского общества. Больше того, основу характера Чацкого составляет не только свободомыслие, но еще и пылкость натуры. «Ум с сердцем не в ладу», — как утверждает сам герой. И это заставляет его открыто отстаивать свои убеждения, что переносит конфликт уже в иную плоскость, делая Чацкого не только изгоем, но и опасным человеком.
Фамусов и его окружение начинают бояться Чацкого этим разрастанию конфликта. Таким образом, прорисовывается очевидная неизбежность того, что в дальнейшем страсти будут лишь накаляться. И единственным остудить атмосферу становится исключение героя из общества — признание его сумасшедшим. Ведь только в этом случае бунтарские речи его лишаться смысла и перестанут нести угрозу. И именно к такому низкому приему прибегает Софья, сказав что Чацкий «не в своем уме».
И Чацкий, высмеиваемый и гонимый ненавистным ему обществом, вынужден бежать из Москвы. Потому что здесь его ждет только разочарование, ведь он никогда не смириться и не примет законов фамусовского круга.
Члены фамусовского общества ценят человека только по происхождению, богатству, а также положению в обществе. Их цель - карьера и обогащение. Конфликт между ними и людьми, подобными Чацкому, неизбежен. Они видят в нем угрозу своему привычному, комфортному и спокойному существованию, гарантиям того, что их положение в обществе не изменится. Поэтому они с таким облегчением и охотой верят в слух о его сумасшествии, в таком качестве он безопасен для их идеологии