Художественная культура и литература изменялась в соответствии с требованиями времени. Сразу после войны контроль, партии над искусством был ужесточён, соц. реализм теперь был призван показывать только идеальное, а главной интригой любого произведения призвана была стать борьба хорошего с лучшим. В «оттепель» появились новые надежды и относительная свобода творчества. Новая волна поэтов, так называемые шестидесятники, писали светло и свежо. В художественной культуре появилось много новых направлений, правда, вскоре раскритикованных лично Никитой Хрущёвым, потому преследуемых.
Эпоха «застоя» привела к. новому усилению контроля официальных органов над искусством, хоть и не достигшего масштабов сталинских времён. Появились запрещённые авторы. Их произведения распространялись в виде экземпляров напечатанных либо за границей (тамиздата), либо в домашних условиях с использованием копировальной бумаги и печатной машинки (самиздата). Существовала и полуофициальная культура. Относящихся к этому разряду авторов запрещали, но и почти не издавали. В таком случае тексты также размножали самостоятельно, песни переписывали с кассеты на кассету и т. д. Не запрещённая культура стала гораздо более разнообразной сложной и рефлексивной, с большим вниманием автора к человеческой натуре и, прежде всего, к самому себе «Перестройка» принесла с собой гласность, которая означала свободу выражения своего мнения также и в искусстве. Появилось множество новых форм самовыражения, которые часто использовали также нетрадиционные материалы и даже способы создания своих произведений. Но это касалось в основном культуры элитарной. Гораздо шире распространялась поп культура, которая во многом пришлах Запада, а также была создана на месте в подражании Западу, чаще всего подражании некачественном.
В современной России стоит проблема поиска новых путей самобытности. Глобализация завоевывает все новые и новые позиции, что нивелирует национальные культуры. Также стоит проблема сохранения элитарной, культуры, которая в условиях рынка, практически не имея коммерческого успеха, сталкивается со множеством трудностей. Наконец, остро стоит проблема снижения общего культурного уровня, особенно по сравнению с высокой планкой, заданной эпохой «застоя». Звание «самой читающей страны мира» Россия уже потеряла, но продолжает скатываться в этом отношении все ниже.
Эпоха «застоя» привела к. новому усилению контроля официальных органов над искусством, хоть и не достигшего масштабов сталинских времён. Появились запрещённые авторы. Их произведения распространялись в виде экземпляров напечатанных либо за границей (тамиздата), либо в домашних условиях с использованием копировальной бумаги и печатной машинки (самиздата). Существовала и полуофициальная культура. Относящихся к этому разряду авторов запрещали, но и почти не издавали. В таком случае тексты также размножали самостоятельно, песни переписывали с кассеты на кассету и т. д. Не запрещённая культура стала гораздо более разнообразной сложной и рефлексивной, с большим вниманием автора к человеческой натуре и, прежде всего, к самому себе «Перестройка» принесла с собой гласность, которая означала свободу выражения своего мнения также и в искусстве. Появилось множество новых форм самовыражения, которые часто использовали также нетрадиционные материалы и даже способы создания своих произведений. Но это касалось в основном культуры элитарной. Гораздо шире распространялась поп культура, которая во многом пришлах Запада, а также была создана на месте в подражании Западу, чаще всего подражании некачественном.
В современной России стоит проблема поиска новых путей самобытности. Глобализация завоевывает все новые и новые позиции, что нивелирует национальные культуры. Также стоит проблема сохранения элитарной, культуры, которая в условиях рынка, практически не имея коммерческого успеха, сталкивается со множеством трудностей. Наконец, остро стоит проблема снижения общего культурного уровня, особенно по сравнению с высокой планкой, заданной эпохой «застоя». Звание «самой читающей страны мира» Россия уже потеряла, но продолжает скатываться в этом отношении все ниже.