Ситуация начала существенно меняться в xviii в., когда возникла устойчивая тенденция критического отношения к культуре. у истоков этой тенденции стоял французский философ ж.-ж. руссо, который выдвинул идею о моральном превосходстве «естественного человека», не испорченного культурой и цивилизацией. он также провозгласил лозунг о «возврате в природу».по другим мотивам, но еще более критически оценивал западную культуру ф. ницше. свое отношение он объяснял тем, что в современной ему культуре господствуют наука и техника, не оставляющие места для искусства. он заявлял: «чтобы не умереть от науки, у нас остается искусство». в начале xx в. австрийский психолог 3. фрейд находит новые основания для критики культуры. он смотрит на жизнь человека через призму двух основных, по его мнению, инстинктов — сексуального (инстинкт эроса, или продолжения жизни) и разрушительного (инстинкт танатоса, или смерти). культура, согласно концепции фрейда, своими нормами, ограничениями и запретами подавляет сексуальный инстинкт и потому заслуживает критической оценки.в 1960-70-е гг. на западе широкие масштабы приобрело движение контркультуры, объединявшее в своих рядах радикальные слои молодежи и студенчества, опиравшиеся на идеи руссо, ницше, фрейда и его последователей, в особенности на идеи философа г. маркузе. движение выступало против распространяющихся ценностей массовой культуры и массового общества, против фетишизации науки и техники, а также против основных идеалов и ценностей традиционной буржуазной культуры. одной из главных целей движения провозглашалась «сексуальная революция», из которой должна возникнуть «новая чувственность» как основа подлинно свободного человека и общества.резко отрицательное отношение к культуре демонстрируют некоторые тоталитарные идеологии. в качестве примера в этом отношении можно указать на фашизм. широкую известность приобрела фраза одного из героев нацистского писателя поста, который заявлял: «когда я слышу слово «культура», я хватаюсь за свой пистолет». для обоснования подобной позиции обычно используется уже знакомая ссылка на то, что культура якобы подавляет здоровые инстинкты человека.основные функции культурынесмотря на примеры критического отношения к культуре, она играет огромную положительную роль. культура выполняет несколько жизненно важных функций, без которых само существование человека и общества невозможно. главной из них является функция социализации, или человекотворчества, т.е. формирования и воспитания человекакультура — неотъемлемое свойство человекаоднако представления о том, кого следует считать культурным человеком, могут быть разными. сегодня стать универсальной личностью весьма трудно и, видимо, невозможно, поскольку объем знаний слишком необъятен. в то же время возможности быть культурным человеком необычайно возросли. основные характеристики такого человека остаются теми же: знания и компетенции, объем и глубина которых должны быть значительными, и умения, отмеченные высокой квалификацией и мастерством. к этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм поведения и создание собственного «воображаемого музея», в котором присутствовали бы лучшие произведения всего мирового искусства. сегодня культурный человек должен знать иностранные языки и владеть компьютером
звезда рождается, живет и умирает…
звезда рождается, живет и умирает,
отмерен каждому светилу свой порог,
чертой невидимой очерчен жизни срок,
за ней прозрение нежданно наступает –
всего на миг в звезде проявится пророк.
уныние веков, уклад патриархальный,
царивший в городке с былиннейших времен,
его спокойствие, его извечный сон
вдруг рухнул на глазах, блеск мишуры сусальной
померк, являя взору сумеречный тон.
по мостовой, булыжники дробя копытом,
примчался ураган, вздымая вверх клубы,
ворвавшись в старый мир предвестником беды,
искрящий страстью и самодовольством сытым,
красавец гарцевал, вставая на дыбы.
беззубым ртом слюнявя ржавые удила,
в юнце себя узрел понурый водовоз,
а сам уж был в проплешинах, под ним навоз,
хвостом обмахивался он неторопливо,
скользя копытами, избитыми вразнос.
бока ж юнца червонным златом отливали,
багряной гривой развивая на ходу,
казалось, предлагает он свою игру,
но взгляд гнедого в нем безумца выдавали –
он в сердце старое ворвался не к добру?
вся жизнь пред стариком предстала в одночасье:
прозрением небес унылого слепца
младая в жилах кровь игривого юнца
взыграла в мерине на радость и на счастье
привалом на пути для старого скопца.
мудрец, расставив шире ноги для опоры,
стоял в задумчивости, мысля про себя,
что толку в юности – сплошная суета…
но сам смотрел на мир уже задорным взором,
бойца могучего, жизнь снова возлюбя.
раскинулись миры своим многозначеньем
единым полотном пред старым мудрецом,
он ощутил себя хранителем, жрецом
премудрости земной, ее реки теченья,
рожденья таинства, со смертию борцом.
смысл жизни обретя, он с жизнью расставался,
посланником небес он землю покидал,
свои прозрения живущим предрекал,
когда в последний путь загробный отправлялся,
с благою радостью он землю оставлял.
последним всполохом, отчаянным гореньем
на небе вспыхнуть может одинокий свет
разворошив в сознанье множество примет,
одарит путника сердечным откровеньем,
с заоблачных высот всем передаст …