В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. Свобода и сиянье дня противопоставлены мрачным стенам тюрьмы, одиночеству узника. Свои мечты о воле герой раскрывает нам в первой строфе. Основные образы ее — «сиянье дня», черноглазая красавица, быстрый черногривый конь, степь и вольный ветер. Они полны жизни, движения, радости. Это подчеркнуто использованием глаголов в форме повелительного наклонения: «отворите», «дайте». В душе узника жива надежда на обретение свободы. Он словно неразрывно сливается с этими образами, сравнивая себя с ветром, гуляющим по степи. Вторая строфа возвращает нас к реальности. Узник начинает осознавать невозможность осуществления своей волшебной мечты и отделять себя от воображаемых образов, понимая, насколько они далеки. Оказывается, окно тюрьмы «высоко», дверь тяжелая — заперта, черноглазая красавица — в своем «пышном тереме», добрый конь — «в зеленом поле». Своего апогея это тоскливое настроение достигает в третьей строфе, которая противопоставлена по отношению к первой. Третья строфа рисует нам мир темницы, неволи. Преобладающее настроение здесь — тоска и безысходность.
Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосуществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.
Таким образом, лирический герой Лермонтова, утверждая абсолютную ценность свободы, несет на себе всю тяжесть неосуществленных возможностей, порывов к борьбе и действию.