Мечты Николеньки Иртеньева связаны с нравственным самосовершенствованием личности, что очень примечательно. Он заботится о соблюдении обязанностей перед Богом и церковью, надеясь, что после исповеди не будет грешить. Он вменяет себе в правила жизни ежедневное чтение Евангелия и благотворительные поступки. Другие мечты Николеньки направлены на ограничение собственных потребностей. Он собирается сам убирать комнату, ходить в университет пешком, деньги от продажи дрожек предназначает для бедных. Он хочет стать первым студентом, достичь этого своим добросовестным трудом, постоянным посещением лекций и подготовкой к занятиям. Однако здесь они принимают честолюбивый оттенок: Николенька стремится в своих мечтах быть первым, первым написать диссертацию, первым кандидатом в восемнадцать лет кончить университет с двумя золотыми медалями. Вовремя опомнившись, герой осознает греховность такой мечты и обещает себе рассказать о них духовнику на исповеди.
В мечтах своих юный Иртеньев не забывает и о любви. Сначала он воображает знакомство с девушкой на Воробьевых горах, которое перейдет в дружбу, он будет целовать ее. Вновь ориентируясь на религиозные нравственные правила, он останавливает себя: «Нехорошо!» и зарекается в течение трех лет не смотреть на женщин, а потом жениться.
Есть место в мечтах Николеньки и желанию физически укрепить себя, стать сильным, чтобы защищать себя и свою избранницу от непочтительных слов и оскорблений.
Автор несколько иронично относится к своим юным мечтам и просит читателя о снисходительности: «Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ребячески, как мечты детства и отрочества» . И автор, еще молодой человек, понимает, что склонность к мечтаниям сохранится у него до глубокой старости, если он до нее доживет. И убежден, что «нет человека на земле, который был бы лишен этой благодетельной, утешительной способности мечтания». Анализируя мечты времени на грани отрочества и юности, он разделяет их на четыре чувства: любовь к ней, воображаемой женщине, любовь любви, надежда на необыкновенное тщеславное счастье и самое главное — отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние «до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального»
В мечтах своих юный Иртеньев не забывает и о любви. Сначала он воображает знакомство с девушкой на Воробьевых горах, которое перейдет в дружбу, он будет целовать ее. Вновь ориентируясь на религиозные нравственные правила, он останавливает себя: «Нехорошо!» и зарекается в течение трех лет не смотреть на женщин, а потом жениться.
Есть место в мечтах Николеньки и желанию физически укрепить себя, стать сильным, чтобы защищать себя и свою избранницу от непочтительных слов и оскорблений.
Автор несколько иронично относится к своим юным мечтам и просит читателя о снисходительности: «Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ребячески, как мечты детства и отрочества» . И автор, еще молодой человек, понимает, что склонность к мечтаниям сохранится у него до глубокой старости, если он до нее доживет. И убежден, что «нет человека на земле, который был бы лишен этой благодетельной, утешительной способности мечтания». Анализируя мечты времени на грани отрочества и юности, он разделяет их на четыре чувства: любовь к ней, воображаемой женщине, любовь любви, надежда на необыкновенное тщеславное счастье и самое главное — отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние «до такой степени слитое с надеждой на счастье, что оно не имело в себе ничего печального»